А.П. ЩЕРБИНА. ВОСПОМИНАНИЯ ВЕТЕРАНА УЧИЛИЩА Печать
      Ушёл из жизни ветеран финской компании и Великой Отечественной войны, старейший представитель инструкторской гвардии Чугуевского авиаучилища лётчиков-истребителей, опытный военный лётчик-политработник Щербина Павел Андреевич. Всю свою молодость, сознательную жизнь этот человек посвятил военной авиации и никогда об этом не жалел. Прошёл трудную, но благородную службу, обучая вчерашних мальчишек искусству летать и навыкам воздушного боя. Но и после демобилизации из армии не расстался с авиацией. Фактически его руками и руками других неравнодушных и активных людей-патриотов создан и продолжает работать народный музей Ухтомского вертолётного завода им. Камова (фирма «Камов»).
      70 лет жизни Павел Андреевич отдал военной авиации Родины.
      Награждён двумя орденами Красной звезды, орденом Отечественной войны II степени и двадцатью медалями.
      20 февраля 2009 года администрация Люберецкого райна, фирма «Камов», Совет ветеранов, Военкомат, Общественный Совет районного собрания, школьники, семья, друзья и товарищи, поздравили полковника в отставке Павла Андреевича Щербину с юбилейным 90-м днём рождения, отметили его заслуги как лётчика-инструктора, как воспитателя-политработника, как участника финской и Великой Отечественной войн, как воспитателя молодёжи и неутомимого пропагандиста авиации и вертолётостроения.
      Это внимание, оказанное в Юбилей, подтолкнуло Павла Андреевича к написанию настоящих воспоминаний.


05.jpgПолковник ЩЕРБИНА Павел Андреевич
Выпускник Чугуевской авиашколы 1940 года,
Военный лётчик-инструктор 2го класса


НА ТРЕВОЖНЫХ ПЕРЕКРЁСТКАХ

      17 июля 1947 года можно считать моим вторым днём рождения. В этот день, для обязательного обучения каждого курсанта прыжкам с парашютом, я поднялся с очередным курсантом в воздух на самолёте ПО-2. Так как, по приказу командира школы, оборудование управления самолётом из задней кабины было демонтировано, я был в передней кабине, а курсант в задней. Это противоречило инструкции, ибо прыжки с парашютом для повышения безопасности требовалось производить из первой кабины.
      Вот уже штатная высота 800 м. Даю курсанту команду:
      — Приготовиться!
      Курсант выходит на крыло и отвечает:
      — Готов!
      Снова командую:
      — Пошёл!
      Вдруг вижу, что парашют начал преждевременно открываться, из-за этого курсант не прыгнул, а свалился с крыла, а стропы парашюта зацепились за хвостовое оперение самолёта. Самолёт накренился набок и стал пикировать. Дав максимальные обороты, вывел временно самолёт из пике и, что было сил, несколько раз скомандовал – обрезать стропы (у курсанта был ещё запасной парашют). Кричу:
      — Прыгай!
      Опять никакой реакции! Как оказалось, у курсанта было передавлена шея и он ничего не мог сделать. Падение продолжается...

      Читать полностью