3ve3da.jpg  [ХВВАУЛ-74] Харьковское Высшее Военное Авиационное ордена Красной Звезды Училище Лётчиков ВВС
им. дважды Героя Советского Союз
а С.И. Грицевца
homemail
< Декабрь 2019 >
П В С Ч П С В
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31          
Сообщения чата
Сейчас 458 гостей и 4 пользователей онлайн
  • eensleydari
  • upatrumclem

eburgremont.ru/includes/pages/sitemap.html
Главная страница
СИЛЬНЕЕ ЛИ НАС ОБСТОЯТЕЛЬСТВА? PDF Печать E-mail
Автор: Юрий Фёдоров   
12.jpgпп
ЛЁТЧИКИ, СТАВШИЕ ЛЕГЕНДАМИ АВИАЦИИ


      Это какой любовью к небу, силой воли и желанием летать надо было обладать этим людям!
      Да, они воевали по разную сторону линии фронта! (Почему-то не сомневаюсь, что штрихи к биографиям некоторых лётчиков, помещённые здесь, вызовут нарекание иных читателей. Но таких, скорее, будет несколько человек. Как размещённое эссе о небесных снайперах, лучших и самых результативных лётчиках Второй мировой войны встретило неприятие лишь двоих. Правда, то, что их было всего двое не даёт нам основание считать их неправыми. Они просто думают иначе...)
      Но все эти ЛЁТЧИКИ (все буквы – большие), «настоящие человеки», о которых вы прочтёте в этом материале, заслуживают огромного нашего уважения! Во всяком случае, это моё мнение. Вы придерживаетесь другой точки зрения? Ну, что ж тут сделаешь? Пишите, поразмышляем...
      Итак,

      1. Пилоты, летавшие с дефектами органов зрения либо без глаза.
      2. Пилоты, летавшие после ранений и ампутации левой руки.
      3. Пилоты, летавшие после ранений (переломов) и ампутаций (загипсованных) нижних конечностей.
      4. Пилоты, летавшие втайне от врачей после комиссования с лётной работы.


      Читать материал полностью
 
Алексей ЛЕОНОВ. ПРИКЛЮЧЕНИЯ В КОСМОСЕ PDF Печать E-mail
10.jpg

      Рассказ лётчика-космонавта СССР дважды Героя Советского Союза Алексея Архиповича Леонова о нештатных ситуациях во время выхода в открытый космос...
      Когда читаешь его, поражаешься, как простыми словами, без лишних подробностей, но ёмко, можно описать довольно серьёзные ситуации, которые едва не стоили жизни нашим космонавтам. И главное – без пафоса, бровады, желания подчеркнуть свой собственный героизм.
      Однако отменное самообладание, умение
хлоднокровно оценить сложную ситуацию, быстро принять грамотное решение в нестандартных обстоятельствах, отличное знание космической техники, индивидуального снаряжения и помогли выйти из критических обстоятельств победителем... Это и есть ПОДВИГ!..

      Об этом, разумеется, тогда в прессе не писали. Но тот полёт дал нашим учёным и конструкторам ИНФОРМАЦИЮ. Именно после таких испытаний становится ясно, каким должно быть снаряжение космонавта для работы в открытом космосе!
      Экспертное заключение советского космонавта: «Проверено! Человечеству работать в открытом космосе можно!»



генерал-майор авиации
Алексей ЛЕОНОВ,

Лётчик-космонавт СССР,
дважды Герой Советского Союза,
выпускник Харьковского ВАУЛ 1957 года


БЕЗ БОРЬБЫ НЕ БЫВАЕТ ПОБЕДЫ!
 
Памяти нет. Есть только мгновения...
Александр КОЧЕТОВ

      ...И тут я, нарушая все инструкции и не сообщая на Землю, перехожу на давление 0,27 атмосфер. Это второй режим работы скафандра. Если бы к этому времени у меня не произошло вымывание азота из крови, то закипел бы азот <во всём теле> – и все... гибель!
      Я прикинул, что уже час нахожусь под чистым кислородом и «кипения» крови быть не должно. После того, как я перешёл на второй режим, все «село» на свои места...


      Читать полностью
 
ТАК МЫ ШЛИ К ПОБЕДЕ PDF Печать E-mail
945098.jpg
Александр ФЁДОРОВ
(г. Новосибирск)

«НАША ВЕЛИКАЯ ПОБЕДА –
ЭТО БОЛЬШАЯ ЗАГАДКА!»


     Мы публикуем воспоминания профессора Новосибирского госуниверситета, г.н.с. Института филологии СО РАН Александра Ильича Фёдорова, который во время войны был воздушным стрелком, старшиной 22-й гвардейской дивизии Авиации дальнего действия. Он награждён орденом Отечественной войны I степени, медалями «За отвагу», «За боевые заслуги», «За оборону Сталинграда», «За оборону Ленинграда».


      В первых послевоенных фильмах наших изображали героями, а немцев – дурачками, хотя, если судить по оснащенности и подготовке бойцов, этот образ больше подходил советской стороне. Я был пятым по счёту стрелком-смертником <в этом экипаже>. Немецкие истребители умели стрелять с 1000÷800 м, они убивали стрелка-радиста, а потом подходили вплотную и расстреливали наши самолёты. Наша авиация была не готова к бою, а вся тренировка заключалась в обучении режимам полёта, взлёта и посадки. Убойная сила нашего пулемёта ШКАС1 составляла всего 300 м. Из-за его низкой скорострельности между выстрелами возникали большие задержки <в очереди>, а в воздушном бою это равносильно гибели.
      Но и с такой техникой надо было выходить на цель.

      Читать полностью
 
ЛЮДИ БЕССМЕРТНОГО ПОДВИГА PDF Печать E-mail
00.jpg
Полковник Георгий МОСОЛОВ,
Заслуженный лётчик-испытатель СССР,
Герой Советского Союза,
выпускник Чугуевского ВАУЛ 1948 года


РЕКВИЕМ
ПО ХАРЬКОВСКОМУ ВЫСШЕМУ ВОЕННОМУ
АВИАЦИОННОМУ УЧИЛИЩУ ЛЁТЧИКОВ


      Когда Президент SETP (Международная ассоциация лётчиков-испытателей) господин R.Sandberg объявил о присвоении мне звания «Honorary Fellow SETP» (Почётный член международной Ассоциации лётчиков-испытателей-экспериментаторов) и вручил Диплом и знак Ассоциации с бриллиантом 793 (так значилось по результатам регистрации), участники 52-го мирового Симпозиума SETP, стоя, приветствовали одного русского лётчика в роскошном зале заседаний Grand California Hotel в американском Лос-Анжелесе.
      Я был растроган таким вниманием международной авиационной элиты лётчиков-испытателей всех поколений. В немногочисленном списке почётных членов SETP я оказался среди таких известных, как Игорь Сикорский, Чарльз Линдберг, Жаклин Кокран. Уже потом, переживая случившееся, я думал о том, кому и чему я обязан такой чести.

      Читать полностью
 
ЧЕЛОВЕК, УЧИВШИЙ ЛЕТАТЬ САМОЛЁТЫ PDF Печать E-mail
mosolov.jpg
Полковник Георгий МОСОЛОВ,
Заслуженный лётчик испытатель СССР,
Герой Советского Союза,
выпускник Чугуевского ВАУЛ 1948 года

ЗА СЕКУНДУ ДО СМЕРТИ

      ...Я не успел опомниться, как самолёт через секунду рванулся на кабрирование с перегрузкой +12g Я мгновенно достал лицом ручку управления и забрызгал фонарь кровью. И началось, Самолёт то кидало на пикирование, то на кабрирование, мгновенно меняя угол тангажа, то в минус то в плюс, соответственно сопровождая на траектории крутого пикирования то отрицательными, то положительными перегрузками. Ручка управления вырывалась из рук, не давая мне возможности прекратить автоколебания и удары то головой, то лицом. Земля неслась на меня со скоростью пули и только на высоте 320 метров мне удалось вывести машину из этой бешеной скачки.

      Читать полностью
 
ОДИН ИЗ НЕМНОГИХ, КОТОРЫМ ОБЯЗАНЫ ЖИЗНЬЮ ОЧЕНЬ МНОГИЕ PDF Печать E-mail
05.jpg
Пётр КУКАНОВ,
педагог Зеленоградской школы № 845

 
ВОСКРЕСШИЙ ДВАЖДЫ

О крепкой мужской дружбе двух мужественных людей –
лётчика-испытателя Г.К. Мосолова и лётчика-космонавта Ю.А. Гагарина

      ...Когда речь заходила о Юрии Гагарине, Г.К. Мосолов сразу преображался и говорил: «Гагарин особый человек, Королёв не ошибся! Такого, как Гагарин, нет! Гагарин, погибая, совершил второй подвиг, спасая самолёт. Гагарин мой лучший друг. Он – идеал!» И повторил слова Натальи Бехтеревой: «Без идеалов не выживет человечество».
       «Он чаще всех приезжал ко мне в больницу, когда я дважды пережил клиническую смерть. Приходил в себя, а около меня – Гагарин, — рассказывал Г. Мосолов. — Я ему сообщил, как всё было в последнем испытательном полёте...»

     
Читать полностью
 
ГЕРОИЗМ, ОТВАГА, ЧЕСТЬ И НАША ГОРДОСТЬ PDF Печать E-mail
Автор: admin   
image001.jpg__1__1.JPG
ВЫПУСКНИКИ ХАРЬКОВСКОГО (ЧУГУЕВСКОГО)
ВОЕННОГО АВИАУЧИЛИЩА ЛЁТЧИКОВ –
ГЕРОИ СОВЕТСКОГО СОЮЗА
пппп

№ пп
Фамилия, имя и отчество
Год выпуска
★★★ Трижды Герой Советского Союза
1.
Кожедуб Иван Никитович
1941
★★ Дважды Герои Советского Союза
2.
Аксёнов Владимир Викторович
1956
3.
Боровых Андрей Егорович
1940
4.
Ворожейкин Арсений Васильевич
1937
5.
Голубев Виктор Максимович
1939
6.
Клубов Александр Фёдорович
1940
7.
Лавриненков Владимир Дмитриевич
1941
8.
Леонов Алексей Архипович
1957
9.
Ляхов Владимир Афанасьевич
1964
10.
Малышев Юрий Васильевич
1963
11.
Попков Виталий Иванович
1941
12.
Сенько Василий Васильевич
1941
13.
Филипченко Анатолий Васильевич
1950
 
ГОРДОСТЬ ХАРЬКОВСКОГО НЕБА PDF Печать E-mail
3asl. letchik-k_1.jpg
СПИСКИ ВЫПУСКНИКОВ-ХАРЬКОВЧАН,
КОТОРЫМ ЗА МНОГОЛЕТНЮЮ ТВОРЧЕСКУЮ РАБОТУ
В ОБЛАСТИ ЛЁТНЫХ ИСПЫТАНИЙ
И ИССЛЕДОВАНИЙ НОВОЙ АВИАТЕХНИКИ
УКАЗАМИ ПРЕЗИДИУМА ВЕРХОВНОГО СОВЕТА СССР
БЫЛИ ПРИСВОЕНЫ ПОЧЁТНЫЕ ЗВАНИЯ

«ЗАСЛУЖЕННЫЙ ЛЁТЧИК-ИСПЫТАТЕЛЬ СССР»
«ЗАСЛУЖЕННЫЙ ШТУРМАН-ИСПЫТАТЕЛЬ СССР»


(Испраленная и дополненная редакция)




    Посмотреть списки...
 
АВИАЦИОННЫЕ ПЕСНИ И СТИХИ АВТОРОВ, СЛУЖИВШИХ В ХВВАУЛ PDF Печать E-mail


fs283900_19.jpg

Феликс ЧУЕВ

 

 
ЧЕТЫРЕ ЧЕЛОВЕКА ВЫПИВАЛИ...
 
Четыре человека выпивали,
Забыв про жён, забыв про все дела.
Они не выпивали, а летали,
И комната кабиною была.

И командир, над столиком склонившись,
Эмалевую звездочку – в вино!
А после он отдаст её сынишке –
Ведь лётчики не носят орденов.

У лётчиков все звания равны.
На лётном поле мало козыряют.
А в воздухе погоны не нужны –
У лётчиков и маршалы летают!


      Читать дальше
 
НЕБЕСНЫЕ СНАЙПЕРЫ PDF Печать E-mail
Автор: Юрий Фёдоров   
13__E_Hartman.jpgЛУЧШИЕ И ПЕРВЫЕ
ЛЁТЧИКИ-ИСТРЕБИТЕЛИ МИРА
(ДНЕВНАЯ ИСТРЕБИТЕЛЬНАЯ АВИАЦИЯ. 1937-1945 гг.)

      Самый результативный лётчик-истребитель за всю историю авиации  – майор Эрик Хартман (352 победы). Сам был сбит советскими истребителями (покидал самолёт с парашютом или шёл на вынужденную посадку) 7 раз.
      Самый результативный лётчик Испанской гражданской войны (1937-1939 гг.) – лейтенант Вернер Мёльдерс – за три с половиной месяца воздушных боёв одержал 14 побед. (Погиб в авиакатастрофе на транспортном самолёте 22 ноября 1941 г.) Самым результативным советским лётчиком этого периода был капитан Сергей Иванович Грицевец, сбивший в небе Испании 12 фашистских самолётов и позже ставший первым в стране дважды Героем Советского Союза; вторая Золотая Звезда – за Халкин-гол: 12 сбитых японских самолётов и спасение своего сбитого командира, которого вывез на своём истребителе с территории занятой противником. (Погиб в нелепой авиакатастрофе на земле 16 сентября 1939 года.) Сообщения некоторых СМИ, телевизионных фильмов и книг о некоем лётчике-истребителе полковнике Фёдорове И.Е., который по его же рассказам в Испании якобы сбил аж 20 немецких самолётов не соответствуют действительности и являются плодом фантазии выжившего из ума старика, выдававшего желаемое за действительное1.
      Первый лётчик, сбивший 5 самолётов противника во Второй мировой войне и, таким образом, признанный первым асом этой войны – майор Ханнес Гентцен.
 
ВСПОМНИМ ВСЕХ ПОИМЁННО PDF Печать E-mail
8034.jpg
      Представляем
афганские воспоминания боевого лётчика, кавалера 2х Орденов Красной Звезды, выпускника нашего курса Михаила Огеря. И список выпускников нашего курса, которые  по приказу советского Правительства воевали в горячих точках планеты, оказывая интернациональную помощь.
      Хороший русский язык, свежие впечатления, записанные, очевидно, сразу за прошедшими событиями, профессионализм военного лётчика, нестандартное мышление и неплохое чувство юмора делают эти зарисовки живым свидетельством прошедших событий. Ветеранам афганской войны они помогут вспомнить что-то своё, молодёжи дадут возможность представить КАК ЭТО БЫЛО. Вот почему написанное Михаилом читается легко (но не легковесно) и с удовольствием (но не ради развлечения)...


Михаил ОГЕРЬ,
выпускник ХВВАУЛ 1974 года

АФГАНСКИЙ ИЗЛОМ

      ...Если бомбить парами, то может промахнуться каждый ведущий пары, а если всем сбрасывать по ведущему группы, то только он один будет виноват в промахе. (И, соответственно прокурорская «льгота» коснется только его!)
      В крене Толя видит всю группу и, оценив боевой порядок и поняв нашу общественно-полезную хитрость, цедит сквозь зубы:
      — Красиво стоите, гады! — и сваливает истребитель в крутое пике.
      Но нам не до красоты! Мы вслед за ведущим сыпемся отвесно в плотном строю всей шестёркой, прицеливаясь по противнику на окраине кишлака...

      Посмотреть списки наших интернационалистов и читать афганские рассказы М. Огеря
 
НОСТАЛЬГИЯ PDF Печать E-mail
getImage_k.jpg
 
    Здравствуйте, уважаемый Админ.
     Иногда захожу на Ваш сайт и всегда с удовольствием читаю и смотрю его. Очень нравится то, как он построен и какие материалы на нём публикуются. Тем более, что ХВВАУЛ - это часть моей жизни, я прожила в нём большой отрезок жизни.
      Нахлынули воспоминания. Можно мне прислать их? Это нечто такое, как эскиз, набросок. Вы прочтёте и решите: если это будет хоть кому-то интересно - напечатаете. Если нет - значит, нет. Кроме того, у меня есть фотографии, которые, может быть тоже будут представлять для Вас какой-то интерес. Отец служил и дружил с Кожедубом. Есть их фото вместе, отец, подполковник Никитюк И.Е. был начальником ПДС училища.
      Зоя Ивановна

      Мы с удовольствием прочли эти литературные зарисовки. Думаем, что они будут интересны для всех, кто служил и учился в Харьковском ВВАУЛ, и просто любителям изящной словесности.



Зоя ЗОЛИНА
АКВАРЕЛЬ В СТИЛЕ NOSTALGIJA

Воспоминания – это волшебные одежды,
которые от употребления не изнашиваются.
 Роберт Льюис СТИВЕНСОН
ГОРОДОК «ВОЕНВЕД» (Рогань)
      Городок – это место, где прошли детство и юность. Первоклашками мы бегали в школу, гоняли по палисадникам в «казаки-разбойники», играли в мягкой траве по самую маковку в «дочки-матери», катались за проходной с горки на санках прямо возле железной дороги. И нас мало интересовало, чем занимаются на работе наши отцы и куда они ездят в командировки. Летом, с утра пораньше, ревели тренажные самолёты на газовочной площадке и не давали спать. А вечером дядечки-курсанты почему-то ходили строем и горланили песни...

     
Читать полностью
 
ИСТОРИЯ ХВВАУЛ ГЛАЗАМИ СТАТИСТИКИ. СПРАВОЧНИК PDF Печать E-mail
Автор: Юрий Фёдоров   
__1__1.jpg
СТАТИСТИКА ВЫПУСКОВ ЛЁТЧИКОВ-ИНЖЕНЕРОВ
ХАРЬКОВСКИМ ВЫСШИМ ВОЕННЫМ АВИАУЧИЛИЩЕМ ЛЁТЧИКОВ ВВС
имени ДВАЖДЫ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА С.И. ГРИЦЕВЦА
с 1963 по 1991 гг.©
(по электронной базе данных)



      Кто же у нас были самые, самые, самые?
     
На почётном первом месте по отчислениям за всю историю Харьковского ВВАУЛ находится выпуск 1970 года – здесь отчислено всего лишь 23,28% курсантов. На позорном последнем месте выпуск 1989 г. – здесь отчислено 51,68% от всех поступивших курсантов. Наш выпуск находится на 12м месте (из имеющихся 29) от почётного.
      По выпускам процент отчисленных распределился так (1 место – лучшие, 28 – худшие; 29го места нет, т.к. два выпуска занимают 1е место):

      Читать полностью
 
АЗБУКА МУЖЕСТВА PDF Печать E-mail
Автор: Юрий Фёдоров   
29cfd.jpg
     11 ноября 2010 года завершилась жизнь выпускника нашего училища (1944 г.), Заслуженного лётчика-испытателя СССР Героя Советского Союза генерал-майора авиации ВАСИНА Валентина Петровича.
      Памяти выдающегося лётчика, авиационного специалиста, мастера своего дела и просто Человека публикуем этот очерк...

ЛЁТЧИК-ИСПЫТАТЕЛЬ,
«НЕ ЗНАВШИЙ» ПАРАШЮТА



      Инструктор был молод. Он, бравый с виду, слегка рисовался на фоне тупоносого ястребка, стоявшего поодаль на зелёном газоне аэродрома. Новички не сводили глаз с инструктора, ловили каждое его слово. А он расхаживал вдоль строя, улыбался, видя, как топорщится на новичках форма, какие они неповоротливые и смущённые. Сегодня каждому из них предстоит первый учебный полёт.
      Закончив пояснения, инструктор сказал:
      — Знаете что, хлопцы, вы вот тут всякие инструкции по парашютным прыжкам штудировали. А я вам так скажу: о парашюте лучше забудьте! А то бывает, самолёт ещё можно спасти, а лётчик уже сиганул вниз. Запомните: каждая крылатая птица Родине недёшево стоит!
      Эти слова врезались Валентину Васину в память на всю жизнь.

      Читать полностью
 
ВОСПОМИНАНИЯ ВЕТЕРАНА ХВВАУЛ PDF Печать E-mail
49.jpg
Полковник Филатов Владимир Александрович,
выпускник нашего училища 1949 года,
начальник политотдела ХВВАУЛ 1971-1978 гг.


В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ ЛЁТНОЙ РАБОТЫ

      Авиация – романтический и в то же время небезопасный род деятельности военного человека. Немало пота и крови требуется для службы в военной авиации. Авиационная история богата самоотверженными, героическими подвигами и немалыми жертвами – при освоении лётной профессии, при испытании новой техники, в повседневном ратном труде, наконец, при ведении боевых действий.
      У большинства лётчиков на протяжении службы, всей лётной жизни случались чрезвычайные, даже аварийные ситуации, которые в инструкциях и руководствах называются довольно скромно – «Особые случаи в полёте».

      Читать полностью
 
К ИСТОРИИ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ PDF Печать E-mail
Bruno_Dile_01.jpg
Юрий ФЁДОРОВ

КАК ЭТО НАЧИНАЛОСЬ?
ТАК КТО ЖЕ ПЛАНИРОВАЛ ВТОРУЮ МИРОВУЮ ВОЙНУ?


История солжёт.
      Бернард ШОУ

<<•>>
— Ты их жалеешь? А они нас жалели?
Враги плакали от слёз наших детей?
Над сиротами убитых плакали? Ну?

      Из худ. к/ф-ма «Поднятая целина»  
  
 
 
      1 сентября 1939 г. началась Вторая мировая война. Вопреки утверждениям борзописцев а-ля Резун-Суворов, эта война задолго до 1939 года задумывалась и спланирована в Лондоне и Париже, затем готовилась в Берлине и Варшаве (а не в Советском Союзе и Москве!). Цель войны для англичан, французов и поляков была одна: руками нацистской Германии разгромить Россию, а затем навалиться всем скопом и ликвидировать своего геополитического конкурента – Германию! А для Польши ещё и прирастить к своей территории жирные куски разгромленного СССР.
     
Перед вами редкое фото. Это пилот Люфтваффе гауптман Бруно Дили, который был  лётчиком, сбросившим первую бомбу во 2й Мировой войне (с самолёта «Юнкерс» Ю-87 «штука»).

      Читать полностью КАК СОЮЗНИЧКИ ПОМОГАЛИ НАМ ВОЕВАТЬ ВО 2й МИРОВОЙ ВОЙНЕ
 
РАССКАЗ КУРСАНТА ХВВАУЛ. Мих. ОГЕРЬ PDF Печать E-mail

35046_10601.jpg
Михаил ОГЕРЬ,
выпускник нашего курса


«ПРЯНИКИ» ЗА СТРЕЛЬБУ НА ПОЛИГОНЕ
 
     Чугуев. 1973 год. Курсантами 3го курса приступили к полётам на полигон на боевом истребителе МиГ-17. Огневой полигон Малиновка для стрельбы из пушек по наземным целям совсем недалеко от точки – всего в четырёх минутах лёту. Лечу третий самостоятельный полёт, заряжены уже все три пушки – 10 снарядов в Н-37Д, и по 20 – в НР-23. (Как нам на теории говорил подполковник с кафедры БПСП, «Пушки знаменитых русских конструкторов Нудельмана и Рихтера».)
      Захожу на стрельбу в первом заходе. Прицеливаюсь... Короткая очередь из трёх пушек! Куча эмоций: запах порохового дыма в кабине, самолёт резко тормозит от отдачи и фейерверк трассирующих прямо к цели. А это значит, что снаряды лягут прямым попаданием в мишень.

      Читать полностью
 
ЛЁТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ PDF Печать E-mail

128748_200.jpg
Виктор ЧИСТЯК,
выпускник ХВВАУЛ 1979 г.


К ВОПРОСУ ОБ ИНСТРУКТОРСКОЙ ЛЕКСИКЕ

      Уже будучи командиром звена в боевом полку, сам не раз убеждался, как действуют на обучаемого крепкие выражения. Сам не ругаюсь с первых курсантских каникул на первом курсе. Изучив «лексику казармы» и приехав домой, у меня несколько раз вылетели непристойные выражения при матери. И после того зарёкся. Теперь мне пошёл шестой десяток, но крепкие слова употребляю только в анекдотах.

      Читать подробнее
 
МОЙ ПЕРВЫЙ САМОСТОЯТЕЛЬНЫЙ ПОЛЁТ PDF Печать E-mail
241943w.jpg
Виктор ЧИСТЯК,
выпускник ХВВАУЛ 1979 года

(Первая публикация, проба пера)

«ЛЕТИ!!.»

      1976 год. Летали мы на аэродроме Миргород от Великокручинского полка. Инструктор у меня был молоденький лейтенант Одноколов, только закончивший Борисоглебское училище, всего на три года старше меня. Выполнил я с ним минимум вывозных (по-моему – 74) и был представлен командиру эскадрильи на допуск к первому самостоятельному. До этого, кроме как со своим инструктором, я не летал ни с кем, и командир аэ для меня был – что Главком ВВС для какого-нибудь капитана! Наш комэск майор Пашун здоровый такой, может, кто ещё помнит, в кабину еле помещался, кулачища – как два мичуринских яблока! И летал в хромовых сапогах.
      Инструктор перед полётом на допуск напутствует:
      — Главное –
на все вопросы отвечай комэске чётко, громко, с ноткой уверенности!
      Крайние полёты я уже летал уверенно и спокойно, а здесь лететь с Пашуном первый раз!.. Да плюс ко всему, он – не кто-нибудь, а майор, опытный лётчик, комэск!..


      Читать полностью
 
ПОЭЗИЯ НАШИХ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ PDF Печать E-mail
amodel_72121.jpg

У НЕБА СВОЁ ВДОХНОВЕНИЕ

      Представляем вам замечательные стихи наших преподавателей. Прочтите! Вы не пожалеете! Прекрасные стихи тех, кто познал небо, полёт и военную службу...
      И прочтя эти поэтические строки, хочется воскликнуть: вот так надо было служить, так надо было писать!..


Подполковник
Анатолий МАКСИМЕНКО


МАЙОР


Я знал безбрежные просторы.
Я сам за облаком парил.
Мне тоже нравились майоры –
Светлов и Сент-Экзюпери.
Дрожал во тьме упругий воздух,
И самолёт летел во тьму.
Мне пол-Земли и небо в звёздах
Принадлежали одному...

      Читать полностью
 
РАССКАЗ ЛЁТЧИКА-ИНСТРУКТОРА PDF Печать E-mail

01109414.jpg
Подполковник Равиль ХАДЕЕВ,
военный лётчик-испытатель,
кандидат технических наук,
выпускник ХВВАУЛ 1966 года

 

ЛЕЧУ

      ...Самолёт неуклюже катился по выгоревшей траве, размеченной флажками на лётном поле, рулёжной дорожки. Курсант Силин, сидящий в передней кабине, затёкшими пальцами давил на тормозной рычаг, невпопад переставляя педали. Он старательно рулил и сдувал стекавший из-под шлемофона пот, который щипал глаза, щекотал нос и подбородок. Инструктор молчал, что казалось, по меньшей мере, необычным. Силин не удивлялся этому и не радовался. Он просто рулил, ему некогда было думать. Он и не хотел ни о чём думать, потому что мысли его могли быть только грустными, выводы обидными. Полёты ему явно не удавались, самолёт не хотел слушаться, а норма вывозных полётов с каждым лётным днём таяла. Не уложишься в норму – пойдёшь в «пехоту». Скажет инструктор: «Не годен!» – и прощай мечта!..

      Читать дальше

 
ПОМОЩЬ PDF Печать E-mail

articles.jpg    Здесь Вы сможете прочесть правила регистрации и инструкции по пользованию разделами сайта
    Задача рубрики облегчить регистрацию и
пользование ресурсами портала.

    1. Перед работой с сайтом необходимо зарегистрироваться. Во-первых, это необходимо для отсева спам-роботов.  Во-вторых, для того, чтобы Вас на сайте узнавали и могли с Вами связаться (отправить письмо или позвонить). 
    Итак, в блоке авторизации нажимаем ссылку «Зарегистрироваться» и заполняем форму. В графе ЛОГИН Вы можете использовать как латинскуие так и славянские знаки (например, Вы запросто можете зарегистрироваться с логином «Иванов Виктор»).

 
PDF Печать E-mail

13181656_79810_1_.jpg

АВИАБАЙКИ  ДРУГИХ  АВТОРОВ

        Лётчик перегонял на какой-то аэродром Су-26. Для справки: в отличие от своих более известных могучих военных «родственников» – штурмовика Су-25 и истребителя Су-27, Су-26 – это маленький винтомоторный спортивный самолётик.
        И вот подлетает лётчик на этом самолётике к аэродрому запрашивает посадку. Ему говорят:
     — Посадку разрешаю, только поскорее!
     Ну, он сел, катит по полосе. А ему:
     — Быстрее, быстрее освобождайте полосу!..  



      Читать подробнее

 
ЗАРНИЦЫ ПАМЯТИ. ЗАПИСКИ КУРСАНТА ЛЁТНОГО УЧИЛИЩА PDF Печать E-mail
Автор: Юрий Фёдоров   
Pilot.JPG
НЕБЕЗЫНТЕРЕСНОЕ ПРЕДИСЛОВИЕ
Зарницы памяти. Записки курсанта лётного училища.
      Реальный дневник реального курсанта о реальных событиях...
      О том, как курсанты начинали служить, как учились летать, и о том, как их учили летать. И что такое вообще – первый самостоятельный полёт 18-летнего парня на реактивном самолёте...
      Как же появились на свет эти странные и, надеюсь, интересные дневниковые записи? С чего всё началось? Как получилось?..

     
Читать полностью...
 
НАМ ПИШУТ PDF Печать E-mail
1302170474502.jpg
 О ЧЁМ РАССКАЖЕТ НАМ СТАРОЕ ФОТО
 
Здравствуйте!
      Обращяюсь к Вам с таким вопросом. У меня бабушка работала в ХВАУЛ им. Грицевца секретарём в 60-е 70-е годы. Сохранилась фотография (прилагаю).
      Сейчас я занимаюсь составлением родословной и хотела бы узнать, сможете мне помочь в этом вопросе? Бабушка – ГОЛУБОВИЧ Антонина Прокофьевна. На снимке она сидит во втором ряду в центре.
      Буду очень признательна Вам, если ответите на письмо!

      Спасибо!
Мирослава ЛУНЕВА
 
А.П. ЩЕРБИНА. ВОСПОМИНАНИЯ ВЕТЕРАНА УЧИЛИЩА PDF Печать E-mail
      Ушёл из жизни ветеран финской компании и Великой Отечественной войны, старейший представитель инструкторской гвардии Чугуевского авиаучилища лётчиков-истребителей, опытный военный лётчик-политработник Щербина Павел Андреевич. Всю свою молодость, сознательную жизнь этот человек посвятил военной авиации и никогда об этом не жалел. Прошёл трудную, но благородную службу, обучая вчерашних мальчишек искусству летать и навыкам воздушного боя. Но и после демобилизации из армии не расстался с авиацией. Фактически его руками и руками других неравнодушных и активных людей-патриотов создан и продолжает работать народный музей Ухтомского вертолётного завода им. Камова (фирма «Камов»).
      70 лет жизни Павел Андреевич отдал военной авиации Родины.
      Награждён двумя орденами Красной звезды, орденом Отечественной войны II степени и двадцатью медалями.
      20 февраля 2009 года администрация Люберецкого райна, фирма «Камов», Совет ветеранов, Военкомат, Общественный Совет районного собрания, школьники, семья, друзья и товарищи, поздравили полковника в отставке Павла Андреевича Щербину с юбилейным 90-м днём рождения, отметили его заслуги как лётчика-инструктора, как воспитателя-политработника, как участника финской и Великой Отечественной войн, как воспитателя молодёжи и неутомимого пропагандиста авиации и вертолётостроения.
      Это внимание, оказанное в Юбилей, подтолкнуло Павла Андреевича к написанию настоящих воспоминаний.


05.jpgПолковник ЩЕРБИНА Павел Андреевич
Выпускник Чугуевской авиашколы 1940 года,
Военный лётчик-инструктор 2го класса


НА ТРЕВОЖНЫХ ПЕРЕКРЁСТКАХ

      17 июля 1947 года можно считать моим вторым днём рождения. В этот день, для обязательного обучения каждого курсанта прыжкам с парашютом, я поднялся с очередным курсантом в воздух на самолёте ПО-2. Так как, по приказу командира школы, оборудование управления самолётом из задней кабины было демонтировано, я был в передней кабине, а курсант в задней. Это противоречило инструкции, ибо прыжки с парашютом для повышения безопасности требовалось производить из первой кабины.
      Вот уже штатная высота 800 м. Даю курсанту команду:
      — Приготовиться!
      Курсант выходит на крыло и отвечает:
      — Готов!
      Снова командую:
      — Пошёл!
      Вдруг вижу, что парашют начал преждевременно открываться, из-за этого курсант не прыгнул, а свалился с крыла, а стропы парашюта зацепились за хвостовое оперение самолёта. Самолёт накренился набок и стал пикировать. Дав максимальные обороты, вывел временно самолёт из пике и, что было сил, несколько раз скомандовал – обрезать стропы (у курсанта был ещё запасной парашют). Кричу:
      — Прыгай!
      Опять никакой реакции! Как оказалось, у курсанта было передавлена шея и он ничего не мог сделать. Падение продолжается...

      Читать полностью

 
ЛЕГЕНДАРНЫЙ АС В НАШИХ ВОСПОМИНАНИЯХ PDF Печать E-mail
makeevka_12.jpg
ЕЩЁ РАЗ О ЛЁТЧИКЕ-ИСТРЕБИТЕЛЕ
ИВАНЕ НИКИТОВИЧЕ КОЖЕДУБЕ

      На празднованиях 90-летия со дня рождения легендарного аса Маршала авиации И.Н. Кожедуба, я разговорился с ветераном Харьковского ВВАУЛ майором Александром Мартусовичем Брусом, не один год прослужившим в нашем прославленном лётном училище офицером ИАС, инструктором на газовочной площадке. Обучал он в своё время и меня сперва курсанта-несмышлёныша 2го курса правильно осматривать, принимать самолёт Л-29 перед полётом и грамотно газовать двигатель, а затем и уже слегка оперившегося, отлетавшего со своими товарищами полностью программу и на «Элке» (2й курс), и на МиГ-17 (3й курс), особенностям современного тогда перехватчика МиГ-21пф, когда учился на выпускном, 4м курсе училища.
      — Впервые я увидел И.Н. Кожедуба после войны, на авиамодельных соревнованиях в Святошино под Киевом, когда мне было 15 лет, — вспоминает ветеран Харьковского ВВАУЛ майор Александр Брус. — А пообщаться с легендарным лётчиком смог только через много лет, когда он приезжал в училище.

      Читать полностью
 
 
КУТАХОВ П.С. - НАШ ГЛАВКОМ ВВС PDF Печать E-mail
143__k.jpg
Елизавета БАСОВА

ПРАВДА НА НОЧЬ*
(65 лет великой Победы)

      — Бабушка Нина, расскажи мне что-нибудь на ночь.
      — Сказку прочесть?
      — Нет, не надо сказку, лучше правду расскажи.
      — Правду? О чём же правду-то?


____________________
      * Текст и фото публикуются с разрешения автора


     Прочесть о 20 гв. иап, о его командире П.С. Кутахове


 
ПИСЬМО НА САЙТ PDF Печать E-mail
dedd-1932 - k_1.jpg
Дорогие друзья!
     Мы доброжелательно относимся к каждому конструктивному письму от посетитедей сайта. Читатели делятся своими впечатлениями, высказывают замечания, пожелания, и присылают свои рассказы, стихотворения, фотографии, предлагают свои воспоминания.
      Но особенно нас радуют, когда получаем фотоматериалы по истории нашего училища.
      Одно такое письмо мы публикуем сегодня...

Добрый день, Юрий Игоревич!
      Случайно сохранились старые фото моего деда, Ценюк Семёна Иосифовича. Он учился в Харьковской школе лётчиков и штурманов, выпускался в 1932 году.


      Читать полностью
 
PDF Печать E-mail

PICT2007.JPG

АВИАБАЙКИ от  Михаила ОГЕРЯ

  

     
            Эта реальная история произошла в 1975 году. Дальний Восток, аэродром Орловка. Боевое дежурство на нашем аэродроме тогда ещё не несли, дежурного звена не было, всё беспечно и благополучно. Погода: нижний край облачности 300 м, видимость 10 км. У нас парковый день и группа молодых лётчиков-выпускников ХВВАУЛ-74 идёт по РД с дальней стоянки после целевых осмотров МиГ-21см.
      Вдруг под облака выскакивает МиГ-17, выпускает шасси, закрылки, доворачивает и садится.


      Читать дальше
 
РАССКАЗ КУРСАНТА ХВВАУЛ PDF Печать E-mail
35046_10601.jpg
Михаил ОГЕРЬ,
выпускник нашего курса


«ПРЯНИКИ» ЗА СТРЕЛЬБУ НА ПОЛИГОНЕ
 
     Чугуев. 1973 год. Курсантами 3го курса приступили к полётам на полигон на боевом истребителе МиГ-17. Огневой полигон Малиновка для стрельбы из пушек по наземным целям совсем недалеко от точки – всего в четырёх минутах лёту. Лечу третий самостоятельный полёт, заряжены уже все три пушки – 10 снарядов в Н-37Д, и по 20 – в НР-23. (Как нам на теории говорил подполковник с кафедры БПСП, «Пушки знаменитых русских конструкторов Нудельмана и Рихтера».)
      Захожу на стрельбу в первом заходе. Прицеливаюсь... Короткая очередь из трёх пушек! Куча эмоций: запах порохового дыма в кабине, самолёт резко тормозит от отдачи и фейерверк трассирующих прямо к цели. А это значит, что снаряды лягут прямым попаданием в мишень.

      Читать полностью
 
<< Первая < Предыдущая 1 2 Следующая > Последняя >>

Страница 2 из 2

test
    © 2009-2017 гг.   Все права защищены.
Полное или частичное копирование материалов без согласия авторов и без ссылок на данный сайт ЗАПРЕЩАЕТСЯ и будет преследоваться по закону!

Создание сайта студия "Singular"

каркас для гамакагидролок