3ve3da.jpg  [ХВВАУЛ-74] Харьковское Высшее Военное Авиационное ордена Красной Звезды Училище Лётчиков ВВС
им. дважды Героя Советского Союз
а С.И. Грицевца
homemail
< Апрель 2014 >
П В С Ч П С В
  1 2 3 4 5
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30        
Сообщения чата
Сейчас 296 гостей и 12 пользователей онлайн
  • eensleydari
  • upatrumclem

РАССТРЕЛЯННЫЕ ЛЁТЧИКИ-ГЕРОИ СОВЕТСКОГО СОЮЗА PDF Печать E-mail
Рейтинг пользователей: / 1
ХудшийЛучший 
Автор: admin   
Shaht_1.jpg
РАСКРЫТЫЙ НКВД «ЗАГОВОР ГЕРОЕВ»
(Продолжение)
Начало см.

6. ПЕРВЫЙ НЕМЕЦ, СТАВШИЙ ГЕРОЕМ НАШЕЙ СТРАНЫ
Герой Советского Союза
Генерал-майор авиации
ШАХТ ЭРНСТ ГЕНРИХОВИЧ
(01.07.1904-23.02.1942 гг.)


      Эрнст родился 1 июля 1904 года в швейцарском городе Базеле, в семье немецкого рабочего-маляра. В 1918 году после окончания 8 классов гимназии начинает трудовую деятельность. Работает маляром, а затем три года подручным электромонтёра на заводе. Попав под влияние получивших в то время широкое распространение социалистических идей, в 1918 году становится членом Коммунистического союза молодёжи Швейцарии.
      В ноябре 1918 г. Эрнст Шахт принимает участие во всеобщей политической забастовке. Проявив себя, как активный борец за трудовые и политические права рабочего класса, быстро завоевал доверие и популярность среди членов Коммунистического союза, став в июле 1921 г. техническим секретарём его Центрального комитета. С ноября 1921 года был представителем ЦК КСМ Швейцарии в берлинском бюро Коммунистического Интернационала Молодёжи. Эта политическая активность Эрнста Шахта не осталась незамеченной и полицией. Он неоднократно был арестован и трижды судим за революционную деятельность.
      Весной 1922 г. над Шахтом нависла реальная угроза очередного ареста и длительного тюремного заключения. Чтобы избежать этого, по направлению Коммунистического Интернационала Молодёжи вместе с партией продовольствия, одежды и медикаментов для голодающих Поволжья он в апреле 1922 г. приезжает в Советский Союз. Работает электромонтёром в Международном комитете помощи голодающим в Москве.
      Здесь, на новой родине, вскоре осуществилась его детская мечта – стать лётчиком. В октябре 1923 г. Эрнст Шахт по путёвке КИМа, в составе специальной интернациональной группы, становится курсантом 2-й военной школы лётчиков КВФ в Борисоглебске.
      Вспоминает генерал-полковник-инженер А.Н. Пономарев:
      «В группе коминтерновцев, как их тогда называли, Эрнст... занимался в Борисоглебской школе лётчиков. Летать коминтерновцы учились на самолёте, который я обслуживал в должности старшего моториста (техника самолёта). С красивым, статным швейцарцем дружба у меня сложилась не сразу, хотя оба мы были комсомольцами и даже членами комсомольского бюро школы. А причиной тому было не только то, что Шахт плохо говорил по-русски, но и то, что швейцарец на первых порах демонстративно пренебрегал «неквалифицированной» работой. Отрегулировать магнето, зазоры в свечах – это пожалуйста, а остальное, дескать, не дело лётчика. Однако разве устоишь в стороне, когда твои товарищи работают, готовы взяться за любое Дело, лишь бы летать?.. Школу Шахт окончил отлично...»¹
      Однажды при выполнении тренировочного полёта у самолёта Шахта отвалилось правое колесо. Лётчик заметил это только при подлёте к аэродрому, когда ему начали подавать знаки с земли. Шахт пошёл на посадку. Как только левое колесо самолёта коснулось земли – выключил мотор. Прокатившись по инерции, машина стала замедлять ход, постепенно заваливаясь на правый бок. Так, благодаря мужеству и выдержке, пилот не только остался жив, но и сохранил самолёт.
      В 1924 г. Шахт Э. заканчивает 2-ю Борисоглебскую военную школу лётчиков КВФ. В выпускной аттестации отмечалось:
      «Военную школу лётчиков окончил успешно. Личные качества хорошие. Решителен, инициативен, собран. Всегда летал с большим желанием»².
      Решив продолжить военное образование, в 1925 г. Эрнст Шахт оканчивает Серпуховскую высшую военную авиашколу воздушного боя, стрельбы и бомбометания.
      С ноября 1925 по апрель 1926 г. лётчик Шахт проходит службу в 1-й легкобомбардировочной эскадрилье, расквартированной в Липецке. По совместительству он работает в лётной школе, где в то время обучаются немецкие лётчики. Зарекомендовав себя как способный пилот, вскоре был назначен на должность старшего лётчика. В 1926 г. коммунисты части принимают Э. Шахта в ряды ВКП(б).
      Через некоторое время Э. Шахт получает направление в 35-й отдельный авиаотряд, который вскоре перевели в Среднеазиатский военный округ, в Ташкент.
      В аттестации 1927 г. наряду с такими важными чертами характера, как отзывчивость, сердечность, общительность, особенно подчёркиваются его командирские качества:
      «Выдержанный, дисциплинированный командир. Выдвижение на должность командира звена считаю нецелесообразным, так как продолжительное время тов. Шахт фактически нёс в отряде обязанности командира звена и зарекомендовал себя с самой лучшей стороны. Вполне достоин и заслуживает выдвижения во внеочередном порядке на должность командира отряда»³.
      За участие в боевых действиях против басмачей Эрнст Шахт неоднократно отмечался командованием. 28 февраля 1928 г. Приказом командующего войсками округа за № 49 «За выдающуюся работу в боевых условиях» Комиссией наград при РВС СССР он был награждён револьвером «Маузер» за № 355813 с надписью «Стойкому защитнику пролетарской революции».
      26 ноября 1930 г. за подвиги, совершённые при отражении нападений басмачей, и их последующую ликвидацию Э.Г. Шахт был награждён орденом Красного Знамени.
      Повышая своё воинское мастерство и образование, в 1931 г. Эрнст Шахт окончил курсы усовершенствования командного состава при Военно-воздушной академии Генерального штаба. С ноября 1932 г. он продолжает службу в должности командира резервного авиаотряда, обслуживающего Управление ВВС РККА, являясь постоянным пилотом начальника ВВС РККА Я.И. Алксниса.
Alksnis_1.jpgShaht_2.jpg
1> Замнаркома обороны по авиации, Начальник ВВС РККА Я.И. Алкснис, у которого Эрнст Шахт долгое время был постоянным пилотом.
2> «Мы парни бравые, бравые, бравые...» Группа немецких курсантов авиашколы в Липецке, служба в которой позже послужит основанием для обвинения Э. Шахта в шпионаже.

 
      25 мая 1936 г. за выдающиеся успехи в овладении авиационной техникой и умелое руководство боевой и политической подготовкой вверенного соединения майор Э.Г. Шахт был награждён орденом Ленина.
      С сентября 1936 по февраль 1937 г. майор Э.Г. Шахт участвовал в национально-революционной войне в Испании. Первоначально на аэродроме Алькала-де-Энарес он обучает молодых республиканских лётчиков технике пилотирования и нанесению бомбовых ударов. Летать приходилось на устаревших и тихоходных самолётах «Бреге-19», «Ньюпор», «Потез-54».
      В октябре 1936 г. в Картахену прибыл пароход «Старый большевик». На нём были доставлены первые советские скоростные бомбардировщики (СБ). За короткий срок были произведена сборка и облёт новой техники на аэродроме Альбасете. В результате в конце октября 1936 г. в войсках республиканской Испании появилась 1-я бомбардировочная эскадрилья скоростных бомбардировщиков (СБ) под командованием Э.Г. Шахта. В день, когда последний из доставленных из СССР самолётов был собран и приведен в боевую готовность, над аэродромом появился фашистский разведчик. Испанское командование отнеслось к данному факту спокойно, полагая, что наступающий вечер не позволит авиации противника что-либо предпринять. Однако Шахт так не считал. Он сразу же отбыл в штаб республиканских ВВС и добился срочного перебазирования эскадрильи на полевой аэродром Томельосо.
      На следующий день стало известно, что с наступлением темноты аэродром Альбасете был подвергнут массированной бомбардировке. Благодаря решительным действиям Эрнста Генриховича удалось сберечь новую технику и людей от неминуемой гибели.
      28 октября 1936 г. эскадрилья под командованием Э. Шахта совершила первый боевой вылет на бомбардировку франкистских позиций. Бомбардировщики СБ совершили налёт на аэродром в Талавере в 160 километрах западнее Мадрида. В результате было уничтожено 15 самолётов мятежников. Поднятые по тревоге истребители не смогли догнать бомбардировщики СБ!
      Несмотря на большой опыт, руководить подразделением Эрнсту Шахту было нелегко. Рассказывает писатель М.П. Сухачёв:
      «От природы скромный, даже застенчивый, он с трудом познавал русский язык и, несмотря на то, что прожил в СССР четырнадцать лет, говорил с сильным акцентом. Это становилось особенно заметным, когда Шахт волновался. Путая русские слова с немецкими, он спешил скорее произнести всю фразу, как правило, заканчивал её на немецком языке. Сознавая за собой этот недостаток, Шахт хотел иметь такого помощника, который бы схватывал его мысль, развивал её, облекая в необходимую словесную форму. В Прокофьеве он видел того человека, в котором нуждался: уравновешенного, делового. Шахту даже нравилось, что Гавриил такой же, как он, немногословный. Постепенно он переложил вопросы организации боевых действий эскадрильи на Прокофьева, оставив за собой право их контроля и вождения группы»4.
      Участвуя в национально-революционной войне испанского народа, Эрнст Шахт проявил себя как один из выдающихся авиационных командиров и новаторов в деле применения бомбардировочной авиации. Рассчитав, что бомбардировщик СБ даже с полной нагрузкой может уйти от любого вражеского самолёта, Шахт предложил использовать эти скоростные качества и совершать налёты на вражеские аэродромы без сопровождения истребителей. Это являлось революционным новшеством в авиации того времени.
      В первых же полётах выявился ряд существенных недостатков СБ, которые пришлось устранять на месте. Начали бронировать место пилота и стрелка, увеличивать бомбовую нагрузку. Особенно не устраивали поставленные на самолёт вместо скорострельных ШКАСов устаревшие 7,62-мм пулемёты ДА, они не обеспечивали должной огневой защиты при нападении истребителей врага. Для исправления ситуации Шахту пришлось даже обменять выделенную ему легковую машину на 4 ШКАСа, использовавшихся где-то в качестве зенитных пулемётов. Он же и поднял вопрос о переоборудовании места стрелка-радиста, так как в полёте при открытой кабине его голова, если он занимал боевое положение или следил за обстановкой в воздухе, обдувалась мощными потоками воздуха.
      Чтобы замаскировать аэродром, на котором базировалась его эскадрилья, Эрнст Генрихович приказал в его середине сделать огород.
      К концу 1936 г. эскадрильей Э. Шахта было совершено большое количество боевых вылетов: уничтожены самолёты на аэродроме Севилья, железнодорожные составы с живой силой и техникой франкистов на станциях Мерида, Бадахос. Почти ежедневной бомбардировке подвергались рвавшиеся к Мадриду войска мятежников. Самолётов в строю оставалось всё меньше, на одной машине в течение дня совершали по несколько вылетов разные экипажи. Несмотря на все трудности и потери, лётчики 1-й бомбардировочной эскадрильи СБ (скоростных бомбардировщиков) были полны решимости продолжать борьбу с фашизмом.
      Представляя майора Э.Г. Шахта к очередной награде, командование отмечало, что он «руководитель и участник всех боёв и операций, выполненных эскадрильей СБ как непосредственно над полем боя, так и в глубоком тылу противника. Своими смелыми нападениями на аэродромы и метким огнём вывел из строя десятки самолётов противника, в том числе несколько тяжёлых бомбардировщиков»5.
      За образцовое выполнение специальных и труднейших заданий правительства по укреплению оборонной мощи Советского Союза и проявленный в этом деле героизм постановлением ЦИК СССР от 31 декабря 1936 г. майору Эрнсту Генриховичу Шахту было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина.
      По состоянию на 7 января 1937 г. в эскадрилье Шахта из 30 самолётов в строю осталось 16. Три находились в ремонте, девять самолётов были сбиты в воздушных боях, два СБ разбились в авариях, но позже были восстановлены. Десять советских лётчиков эскадрильи Шахта к тому моменту погибли или находились в плену. Среди испанских лётчиков эскадрильи числилось погибшими девять человек.
      В феврале 1937 г. майор Э.Г. Шахт передал командование 1-й бомбардировочной эскадрильей И.И. Проскурову и вернулся в Советский Союз. 27 февраля 1937 г. в Кремле ему был вручён второй орден Ленина и Грамота Героя Советского Союза. Медали «Золотая Звезда» Героя Советского Союза тогда ещё не было, она была учреждена 1 августа 1939 г. После её учреждения Э. Шахт получил «Золотую Звезду» за № 15. Он стал первым немцем, удостоенным такой высокой награды.
      В апреле 1937 г. состоялась беседа между лётчиками, вернувшимися из Испании, и руководством РККА. Присутствовавший на встрече майор Э. Шахт поделился своим опытом и высказал ряд замечаний по модернизации участвовавших в боях самолётов:
      «Большинство наших атак на южном участке фронта было со стороны солнца, всегда с тыла противника под 90°... За последнее время мы Получили много заданий на разведку аэродромов, скоплений войск и т.д. Моё мнение что СБ как разведчик не годен. Мы летали впустую. Мы летали звеном, но это не годится, так как один самолёт ведёт, а ведомые должны за ним держаться. Если идёт противник, то в бой вступить нельзя. Лучше всего производить разведку на 1500-1800 м, но скорость 170-180км – большая, ни лётчик, ни лётнаб не могут определить, что на земле – скопление войск, танки или что другое, даже замаскированные самолёты нельзя определить, а вниз не видно. С высоты 2000 м не разобрать – идёт ли колонна или автомашина. Аэродром обнаружить можно, но тип самолётов на них – нельзя. Разведка войск – простое отбытие номера. Фотоаппаратов нет. Только 3-го числа я получил из Валенсии фотоаппарат английский, очень маленький, небольшой вес, простой в обращении и очень хороший. Их купили во Франции и Англии и доставили нам, но при мне ещё не установили, так как не нашли места – кому дать: стрелку, но он не видит вниз, а у штурмана и так много работы – стрельба, бомбометание.
      По части бомбометания и оборудования. 6 бомб – очень мало, да ещё фугасных, так как осколочных у нас нет крупного калибра. А если брать 25 кг и лететь в тыл противника – этого не достаточно. От фугасного огня больше дыма, толку мало. От 100 кг фугасной бомбы воронка 4 х 5 м получается, а сверху висели провода и столбы стояли, и всё осталось цело...
      От 100 и 50 кг бомб впечатление не важное. Мы очень много бросали, но зря. Воронки глубокие получаются, а всё стоит на месте.
      Я дал задание инженеру по вооружению Лещинскому установить бомбодержатели ещё для 4 бомб. В конце декабря мне привезли один экземпляр этого бомбодержателя. Я испытал его, летая на фронт. Действовал по земным войскам и аэродромам. Эти 4 бомбы 10 кг сделали больше дела, чем все остальные. Очень простое управление, но эффекта больше...
      Вопрос связи самолёта с землёй. Связь, как правило, на скорости свыше 240 км отказывает... СПУ свыше 240 км очень плохо слышно, остаются одни сигналы маневрированием на любой высоте. Настолько большой шум, что ничего не разобрать. На боевом курсе, когда атакуют истребители, связь хоть и работает, но ничего не слышно. Ещё хуже связь с задним стрелком. Приходилось применять кустарный способ, сигнальные огни, но он себя не оправдывал...
      Я с первого же полёта поставил вопрос о том, что стрелок не может защищать только свою шкуру. Для этого я ввёл перекрёстный огонь – правый пеленг обстреливает истребителей, которые идут с левой стороны, а левый пеленг – обстреливает правую сторону. Это в том случае, если идут клином. Испанцы этого не выдерживали, и нашим приходилось защищать и себя и других, поэтому попаданий мы имели очень много от истребителей противника...
      Единственная машина, которая показала себя с хорошей стороны, – это СБ. У них таких самолётов нет. Если сделать лучше бензобаки и снять ленты, то это будет очень хорошая машина, даже в том случае, что атака вперёд недостаточна, так как передняя атака очень короткая.
      Связь нужна лучше. Бомбовую нагрузку нужно пересмотреть»6.
      4 июля 1937 г. Народный комиссар обороны СССР приказом по личному составу армии за 0667/п присвоил Э.Г. Шахту воинское звание «комбриг». Ранее, в июне 1937 г., он был назначен начальником 13-й Высшей лётно-тактической школы, расположенной в Липецке. Здесь проходили обучение в основном командиры отрядов, которым предстояло возглавить эскадрильи. Система обучения была построена продуманно. Школа давала знания, необходимые будущим комэскам.
      Дважды Герой Советского Союза генерал-майор авиации В.И. Раков вспоминает:
      «Когда потом, во время боевых действий, приходилось готовить и проводить операции различных авиационных групп, мне всегда с благодарностью вспоминалась наша школа, вырастившая много хороших боевых командиров.
      Возглавлял Высшую лётно-тактическую школу комбриг Э.Г. Шахт, Герой Советского Союза, участник войны в Испании. Он располагал к себе удивительной простотой в обращении. Несмотря на относительную молодость, Шахт пользовался большим авторитетом у слушателей и у преподавателей»7.
      В 1938 г. школа под руководством комбрига Э.Г. Шахта была преобразована в Высшие авиационные курсы усовершенствования.
      В 1940 г. комбриг Шахт окончил курсы высшего начальствующего состава при Военной академии Генерального штаба. Он получает под своё командование расквартированный в Рязани 167-й резервный авиаполк, где отрабатывает методику «слепых» полётов.
      4 июня 1940 г. постановлением Совета Народных Комиссаров СССР Э.Г. Шахту было присвоено воинское звание «генерал-майор авиации». В ноябре 1940 г. он назначается на должность Помощника командующего Военно-воздушными силами Орловского Военного округа по военно-учебным заведениям.
      Весной 1941 г. руководство страны во главе с И.В. Сталиным уделяло повышенное внимание состоянию дел в Военно-воздушных силах РККА. Основанием для этого было как резко возросшее количество аварий и авиапроисшествий, так и наметившееся техническое отставание используемых самолётов. Этому были посвящены несколько заседаний Политбюро и Военного совета страны. В результате были сняты со своих постов и арестованы ряд прославленных генералов: А.Д. Локтионов, Я.В. Смушкевич, П.В. Рычагов (все трое в разное время возглавляли ВВС РККА), П.И. Пумпур и другие. Органы НКВД готовили новое громкое разоблачение очередной военно-шпионской организации.
      10 мая 1941 г. Постановлением ЦК ВКП(б) и СНК СССР было принято решение о снятии генерал-лейтенанта П.И. Пумпура с поста командующего ВВС Московского военного округа, как не справившегося со своими обязанностями и не обеспечившего руководство боевой подготовкой частей ВВС округа.
      Позднее, 27 мая 1941 г., руководство страны вновь вернулось к вопросу о Пумпуре, обвинив его в неправильном подборе кадров:
      «Тов. Пумпур неоднократно настаивал перед ГУ ВВС КА о назначении в качестве заместителя командующего ВВС МВО генерал-майора авиации Шахта, который, как выяснилось при проверке, не может пользоваться доверием и является подозрительным человеком (немец по национальности, подданство СССР принял в 1936 г.; в период пребывания немцев в г. Липецке, с ноября 1925 г. по апрель 1926 г., служа в 1-й легкобомбардировочной эскадрилье, по совместительству работал представителем при немецкой школе в г. Липецке; был постоянным пилотом Я.И. Алксниса и командиром авиаотряда, обслуживавшего Управление ВВС при Я.И. Алкснисе8. Органам НКВД было дано задание «тщательно проверить Шахта».
      Уже через три дня, 30 мая 1941 г., Э.Г. Шахт был арестован, как германский шпион и участник антисоветского военного заговора. 31 июля 1941 г. была арестована Эмма Фишер, жена Шахта, которой также было предъявлено обвинение в участии в шпионской деятельности.
      После ареста Э.Г. Шахт содержался на Лубянке. Ему было предъявлено обвинение по 58-й статье, сразу по трём пунктам: пункт 1 «б» – измена Родине, пункт 6 – шпионаж и пункт 11 – те же действия, совершённые в составе организации. Следствие добивалось от Шахта признания своей личной вины и выдачи имён «сообщников». Началась бесконечная череда допросов: 2 июня он длился 5 часов, 4 июня – 18 часов, 8 июня – 12 часов. Помимо длительных допросов к Шахту были применены всевозможные методы давления: лишение сна, избиения, пытки. Эрнст Генрихович категорически отрицал все предъявляемые обвинения.
      Уже после начала войны, в июле 1941 г., Э. Шахта вместе с группой других арестованных военачальников привезли в г. Энгельс, столицу АССР Немцев Поволжья. Допросы и избиения продолжились. Шахт по-прежнему всё отрицал. Но бесконечные пытки в конце концов ломают даже самых стойких и мужественных. 25 декабря 1941 г. Э.Г. Шахт признал себя виновным и всё подписал.
      29 января 1942 г. народный комиссар внутренних дел СССР Л.П. Берия направил И.В. Сталину список 46 арестованных, «числящихся за НКВД СССР». В нём находились 17 генералов и некоторые крупные работники обороной промышленности, арестованные в мае-июне 1941 г.. Все они обвинялись во вредительстве и заговоре. Вождь наложил короткую и ёмкую резолюцию: «Расстрелять всех поименованных в списке. И. Сталин».
      Под № 14 в списке значился генерал-майор авиации Шахт Эрнст Генрихович:
      «Уличается, как германский шпион показаниями Линде, Втанд (от показаний отказались) и Левина. Показаниями Юсупова уличается, как участник антисоветского военного заговора. Сознался, что с 1922 г. являлся немецким шпионом. С 1936 г. членом антисоветского военного заговора. Связан с немецкими агентами Мейером, Фон-Волье и Мундт. Передавал немцам шпионские сведения о советском самолётостроении. По заговору был связан с Лавровым и Гайдукевичем»9.
      По приговору Особого совещания при НКВД СССР от 13 февраля 1942 г. генерал-майор авиации Шахт Эрнст Генрихович был расстрелян 23 февраля 1942 г. Позднее, 15 мая 1942 г., была расстреляна и его жена Э. Фишер, так и не признавшая ничего из того, в чём её обвиняли.
      26 ноября 1955 г. определением Военной коллегии Верховного Суда СССР Герой Советского Союза генерал-майор авиации Эрнст Генрихович Шахт был посмертно реабилитирован за отсутствием в его действиях состава преступления. 2 апреля 1960 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР он был восстановлен в правах и наградах. Место захоронения неизвестно.
      Награждён: присвоено звание Героя Советского Союза (1936) с последующим вручением медали «Золотая Звезда» за № 15, 2 ордена Ленина (1936), орден Боевого Красного Знамени (1930), медаль «XX лет РККА» (1938).

__________________________
      1 Пономарев А.Н. Покорители неба. М.: Воениздат, 1980. С. 53.
      2 Конев В.Н. Герои без Золотых Звёзд. Прокляты и забыты. М, Яуза, Эксмо, 2008. С. 277.
      3 Там же. С. 278.
      4 Сухачёв М.П. Штурман воздушных трасс. М, Московский рабочий, 1981.С. 58.
      5 Кузнецов И.И., Джога И.М. Первые Герои Советского Союза (1936-1939 гг.). Иркутск, 1983. С. 67.
      6 РГВА. Ф. 29. Оп. 34. Д. 240. Л. 156-175.
      7 Раков В.И. В авиации – моя жизнь. Записки военного лётчика. Лениздат, 1988. С. 141.
      8 Цымбалов А.Г. За что пострадал генерал-лейтенант авиации П.И. Пумпур в мае 1941 г. «Военно-исторический журнал». 2006, № 12. С. 34-35.
      9 Архив Президента РФ, Оп. 24. Д. 378. Л. 200.

 

Добавить комментарий

Комментарий публикуется после одобрения его модераторами. Это необходимо для исключения оскорбительных для авторов комментариев.


Защитный код
Обновить


test
    © 2009-2017 гг.   Все права защищены.
Полное или частичное копирование материалов без согласия авторов и без ссылок на данный сайт ЗАПРЕЩАЕТСЯ и будет преследоваться по закону!

Создание сайта студия "Singular"

каркас для гамакагидролок