3ve3da.jpg  [ХВВАУЛ-74] Харьковское Высшее Военное Авиационное ордена Красной Звезды Училище Лётчиков ВВС
им. дважды Героя Советского Союз
а С.И. Грицевца
homemail
< Октябрь 2013 >
П В С Ч П С В
  1 2 3 4 5 6
8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31      
Сообщения чата
Сейчас 1154 гостей и 2 пользователей онлайн
  • MichaelSege
  • TetragEi

СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ PDF Печать E-mail
Рейтинг пользователей: / 9
ХудшийЛучший 
Автор: admin   

      «В ночь с 7 на 8 августа крупные силы английской авиации в количестве до 150 самолётов пытались бомбить Берлин. Из прорвавшихся к городу 13 самолётов 9 сбито».
      Так в августе 1941 года немецкая пропаганда отреагировала на первый удар всего 6-ти советских бомбардировщиков по столице фашистской Германии – городу Берлину.
      Это событие приобрело огромное морально-политическое значение, когда выяснилось, что, в соответствии с недоуменными заявлениями официальных лиц островного государства по Би-би-си, ни один из английских самолётов в эту ночь в воздух вообще не поднимался, а таинственные бомбардировщики оказались… советскими!..
      Представляем очередную работу нашего постоянного автора Сергея Ивановича Буйло, профессора, заведующего отделом НИИ механики и прикладной математики Южного федерального университета, давно интересно пишущего на темы истории военной авиации.
      Это полная авторская версия. Сокращенный вариант очерка опубликован в Международном альманахе «Литературная губерния».


3575_image5318.jpg
Сергей Буйло,

доктор физико-математических наук
(г. Ростов-на-Дону)



ЦЕЛЬ АТАКИ – БЕРЛИН


      С конца июля 1941 года немцы начали регулярно совершать налёты на Москву. К этому времени расстояние от линии фронта до Берлина составляло уже более тысячи километров, что сильно затрудняло саму возможность успешного нанесения ответных бомбовых ударов по столице Третьего рейха. В этой ситуации командующему ВВС Военно-Морского Флота генерал-лейтенанту авиации С.Ф. Жаворонкову пришла в голову гениальная идея: организовать ответные удары по Берлину не из-за линии фронта, а с находящихся в тылу у немцев островов Моонзундского архипелага в Балтийском море. Эта идея понравилась И.В. Сталину, он быстро утвердил план секретной операции по бомбардировке Берлина и назначил её руководителем лично генерала Жаворонкова.

НА БЕРЛИН!

      Радиус действия наших дальних морских бомбардировщиков-торпедоносцев ДБ-3 на пределе возможностей действительно позволял при бомбовой загрузке внутри самолёта до 1 тонны (10 бомб ФАБ-100) достигнуть столицы фашистской Германии с острова Эзель (Сааремаа) в Балтийском море. При этом полет должен был проходить ночью над Балтийским морем вслепую, строго по прямой и без сопровождения истребителей. Продолжительность такого полета в оба конца превышала тёмное время суток и составляла около 7-8 часов.
      Для практической реализации плана генерала Жаворонкова к острову Эзель Моонзундского архипелага были срочно отправлены транспорты, успевшие доставить необходимые запасы горючего и бомб. К сожалению, новые транспорты прорваться к блокированному немцами архипелагу уже не смогли, и в дальнейшем связь с островами поддерживалась только по воздуху.
      Из личного состава 1-го минно-торпедного авиационного полка авиации Балтийского флота для проведения секретной операции отобрали 20 лучших экипажей, 13 из которых во главе с командиром полка полковником Е.Н. Преображенским и генерал-лейтенантом Жаворонковым сразу же вылетели на находившийся в тылу у немцев аэродром Кагул на острове Эзель. Вся операция проводилась в строжайшей тайне, и полковник Преображенский сообщил экипажам её цель только после посадки бомбардировщиков-торпедоносцев на острове. Для проведения дальней разведки метеоусловий над морем и оказания помощи экипажам упавших бомбардировщиков, на архипелаг были отправлены две большие двухмоторные летающие лодки МДР-6.
      Всем было ясно, что после начала бомбардировок Берлина полностью скрыть от немецкой авиаразведки сам факт наличия у них в тылу действующего аэродрома станет невозможно. Для дезинформации противника тяжелые бомбардировщики тщательно замаскировали, а базировавшиеся на этом же аэродроме и ранее легкие самолёты «Чайка» (И-153) просто рассредоточили по обочинам летного поля. Таким образом, создавалась полная иллюзия функционирования аэродрома легких истребителей-штурмовиков ближнего радиуса действия в прежнем режиме. Тяжелые же дальние бомбардировщики каждую ночь стали скрытно вылетать с острова Эзель и бомбить немецкие порты Данциг, Свинемюнде, Пиллау, Мемель, Либаву, однако плохие погодные условия несколько дней не давали возможности начать налёты на цель номер один – Берлин.
      Наконец, вечером, 7 августа 1941 года на Берлин ушли первые три звена по четыре самолёта под личным командованием полковника Преображенского. Над Берлином погода улучшилась, весь город был как на ладони. Работало уличное освещение. После взрыва первых же бомб город погрузился во тьму, заработали зенитные батареи и прожекторы. В небо были подняты немецкие ночные истребители с мощными фарами.
      Отбомбившись, Преображенский приказал радисту выйти в эфир и передать на аэродром: «Моё место – Берлин. Работу выполнил. Возвращаюсь».
       В первом налёте на Берлин вследствие очень плохих метеоусловий из 12 самолётов только половина смогла прорваться к городу. Остальные же были вынуждены бомбить запасную цель – город Штеттин. Все самолёты вернулись домой без потерь. Физические и эмоциональные нагрузки в полете были настолько велики, что возвращающиеся экипажи шатаясь, покидали самолёты и часто тут же на лётном поле падали и засыпали.


НЕУДАЧНЫЙ НАЛЁТ ДАЛЬНЕБОМБАРДИРОВОЧНОЙ АВИАЦИИ

      И.В. Сталина очень впечатлили прекрасные результаты первых налётов на Берлин морских лётчиков, и по его личному приказу, в одном из следующих налётов, кроме морских лётчиков должна была в полном составе принять участие и только что сформированная 81-я авиадивизия дальнебомбардировочной авиации на новейших дальних бомбардировщиках ТБ-7 (Пе-8) и Ер-2.
      Ещё не обстрелянную дивизию бросили на Берлин с аэродрома г. Пушкина Ленинградской области практически без всякой подготовки. Насколько тщательно и продуманно были организованы налёты на Берлин морских лётчиков, настолько же бездарно, на скорую руку готовился налёт их сухопутными коллегами. Так, только что назначенный командиром 81-ой авиадивизии, один из первых Героев Советского Союза, известнейший полярный лётчик комбриг М.В. Водопьянов, по личному указанию Сталина летел на Берлин рядовым пилотом в экипаже другого полярного лётчика, будущего Героя Советского Союза Э.К. Пусэпа. Не имевшие боевого опыта бывшие полярные лётчики были вынуждены поднимать новейшие тяжелые бомбардировщики с максимальной бомбовой нагрузкой с укороченного грунтового аэродрома.
      Вот как описывает в своих мемуарах взлет самолётов 81-ой авиадивизии дважды Герой Советского Союза Александр Молодчий:
      «Мой Ер-2 стоял на предварительном старте в ожидании своей очереди, и я видел, как взлетают товарищи. Это были не те обычные взлеты, которые мы привыкли наблюдать на аэродроме, а цирковые трюки… Когда под самолётом мелькнул край аэродрома, мне ничего не оставалось, как взять штурвал на себя, хотя скорость для отрыва была еще мала. Последовал резкий, огромной силы удар… К упавшей машине подъехало несколько легковых автомобилей. Выслушав мой доклад, генерал одобрительно похлопал меня по плечу и сказал: «Молодец, лейтенант, своевременно убрал шасси». Мою попытку объяснить, что шасси лежат в канаве, генерал не стал слушать, он торопился к другому горевшему самолёту…»
      А вот, как описывает сам этот полёт к Берлину его участник, командир дальнего четырехмоторного бомбардировщика Пе-8 Герой Советского Союза Эндель Пусэп:
      «Первым поднялся в воздух наш самолёт, где летел и командир дивизии комбриг М.В. Водопьянов. За нашим самолётом последовали и остальные. Курс – на запад.
      «Справа звено истребителей!» — послышался вдруг взволнованный голос стрелка-радиста.
      «Это же свои, И-16» — успокоил штурман Штепенко.
      Однако эти «свои» не хотели признавать «своими» нас. Из-под их крыльев забили огненные струи, и в нашу сторону полетели трассирующие пули, которые подожгли один из наших самолётов.
      «Огонь!» — скомандовал Водопьянов.
      Заговорили наши пушки и пулеметы… Нападавшие истребители повернули назад, но горящий бомбардировщик начал падать, сопровождаемый черным хвостом дыма… Настроение у нас было прескверное. Неужели на наших самолётах были вражеские лётчики? Но дело обстояло совершенно иначе… Это были все же свои И-16, однако никто не удосужился предупредить лётчиков о нашем полете! Они даже понятия не имели о существовании таких воздушных гигантов, как наши самолёты …»
      Из сумевших тогда взлететь самолётов 81-ой авиадивизии до Берлина добрались и сбросили на него бомбы почти все, но обратно возвратиться довелось далеко не каждому экипажу! Многие были сбиты нашими же средствами ПВО при возвращении на свой аэродром. самолёт Энделя Пусэпа тоже был сбит на обратном пути вблизи линии фронта, по некоторым данным нашей же зенитной артиллерией. После этого случая самостоятельных налётов сухопутной дальнебомбардировочной авиации на Берлин в 1941 году больше не производилось.


ТРАГИЧЕСКИЙ «ЭКСПЕРИМЕНТ» И.В. СТАЛИНА

      И.В. Сталин внимательно следил за действиями морских лётчиков с острова Эзель. Лично ознакомившись с тактико-техническими данными самолёта ДБ-3, он предложил снаружи подвешивать к самолётам более мощные бомбы ФАБ-500 и ФАБ-1000. Бомбардировщик-торпедоносец ДБ-3 действительно мог поднять в воздух такие мощные бомбы на внешней подвеске, но только при новых моторах и взлетной полосе достаточной длины. Возражения наркома ВМФ адмирала Кузнецова Сталина не убедили, и он самолётом послал на остров Эзель лётчика-испытателя Героя Советского Союза В. Коккинаки для организации налётов на Берлин с бомбами повышенного веса.
      Из всех имевшихся на острове бомбардировщиков нашли только два самолёта с относительно новыми двигателями. Две пятисотки подвесили под самолёт старшего лейтенанта Богачёва, а тысячекилограммовую бомбу – под ДБ-3 капитана Гречишникова. Первым пошёл на старт самолёт с тысячекилограммовой бомбой. Как и следовало ожидать, самолёт разбился, однако, бомба к счастью не взорвалась, а экипаж даже остался в живых! Но приказ есть приказ, и следующим на взлёт пошёл самолёт с двумя пятисоткилограммовыми бомбами. Бомбардировщик старшего лейтенанта Богачёва разбился менее удачно: раздался огромной силы взрыв, самолёт разнесло в щепки, весь экипаж погиб. Результаты этого трагического «эксперимента» были доложены Сталину, и он уже больше не настаивал на использовании бомб повышенной мощности при налётах на Берлин.
      Несмотря на жесточайшие бомбардировки островных аэродромов, успешные регулярные налёты на Берлин производились нашими лётчиками ещё почти целый месяц практически до полного израсходования имевшихся на острове Эзель запасов бомб и горючего. В этих налётах принимала участие и направленная на острова в помощь морским лётчикам группа экипажей дальнебомбардировочной авиации на самолётах Ил-4 (ДБ-3ф). Последний, десятый налёт на столицу третьего рейха морские лётчики совершили 4 сентября 1941 года. С большим трудом (людей посадили даже в бомболюки), на трёх оставшихся исправными бомбардировщиках удалось эвакуировать на Большую Землю только лётный состав авиагруппы. Весь обслуживающий персонал – более сотни человек – остался на острове. Сформированная из этих людей пулеметная рота погибла в боях при захвате Моонзундского архипелага немцами. Налёты на Берлин нашей авиацией в 1941 году более не проводились.

НОВЫЕ УДАРЫ ПО СТОЛИЦЕ ФАШИСТСКОЙ ГЕРМАНИИ

      В марте 1942 года дальнебомбардировочная авиация была преобразована в Авиацию дальнего действия, командующим которой был назначен генерал А.Е. Голованов. Новый командующий (в недавнем прошлом выдающийся гражданский лётчик) сумел в сжатые сроки повысить эффективность использования дальних бомбардировщиков, и авиация дальнего действия вновь возобновила налёты на объекты в глубоком тылу Германии.
      За год тяжелейшей войны линия фронта отодвинулась ещё дальше вглубь территории СССР. Вследствие этого, самолётам при налётах на Германию теперь приходилось преодолевать почти в три раза большее расстояние, чем в 1941 году. Однако лётное и боевое мастерство пилотов значительно выросло.
      В ночь с 26 на 27 августа 1942 года командир экипажа дальнего бомбардировщика Ил-4, первый в Авиации дальнего действия Герой Советского Союза, теперь уже капитан А.И. Молодчий радировал: «Москва. Кремль. Товарищу Сталину. Находимся над Берлином. Задание выполнили».
      Так, в 1942 году, в самый разгар ожесточенных боев за Сталинград, наши дальние бомбардировщики силами более 200 самолётов нанесли три новых мощных удара по столице фашистской Германии.

«ТАИНСТВЕННЫЕ» САМОЛЁТЫ, БОМБИВШИЕ БЕРЛИН В 1941-1942 ГОДАХ

      Что же это были за самолёты, сумевшие долететь и сбросить бомбы на столицу Третьего рейха? На вооружении нашей минно-торпедной авиации того времени в основном были двухмоторные дальние бомбардировщики ДБ-3 конструкции С.В. Ильюшина. самолёт начал проектироваться еще в 1933 году.  В апреле 1939 года на серийном самолёте ДБ-3, которому было дано название «Москва», В.К. Коккинаки и М.Х. Гордиенко совершили беспосадочный перелет из Москвы в США (остров Мискоу) за 22 час. 56 мин. Всего было построено около 6200 самолётов ДБ-3 и его улучшенной модификации ДБ-3ф (Ил-4) с остроносой кабиной штурмана.
      Четырехмоторный дальний тяжелый бомбардировщик ТБ-7 (Пе-8) был создан в 1938 году конструкторским коллективом В.М. Петлякова под общим руководством А.Н. Туполева. До лета 1942 года этот самолёт считался лучшей летающей крепостью в мире. Именно на этом типе самолёта Герой Советского Союза майор Э.К. Пусэп совершил в 1942 году свой беспримерный перелет из Москвы в США и обратно с высокой правительственной делегацией во главе с наркомом иностранных дел В.М. Молотовым на борту. При этом значительная часть полёта проходила на большой высоте непосредственно над территорией противника. К началу войны у СССР на вооружении состояло 11 самолётов ТБ-7. За все время было выпущено всего около 100 таких тяжелых бомбардировщиков.
      Двухмоторный дальний ночной бомбардировщик Ер-2 являлся военным вариантом пассажирского самолёта Сталь-7, разработанного в 1937 году в СССР выдающимся итальянским авиаконструктором, политэмигрантом Р.Л. Бартини. самолёт показал рекордные результаты по скорости и дальности полета. Разработка Р.Л. Бартини оказалась чрезвычайно перспективной в плане доработки самолёта в дальний бомбардировщик, и инженер В.Г. Ермолаев (в честь которого и был назван новый бомбардировщик) оснастил Сталь-7 вооружением с большим бомболюком. Бомбардировщик Ер-2 практически по всем параметрам превосходил стоявший тогда на вооружении дальний бомбардировщик ДБ-3 всех модификаций, вследствие чего массовый выпуск самолётов ДБ-3 перед войной был сокращен. Однако налаживание серийного производства бомбардировщика Ер-2 по разным причинам проходило с большими сложностями, а ДБ-3 был модернизирован и под названием Ил-4 выпускался всю войну. Дальний бомбардировщик Ер-2 тоже выпускался до конца войны, но только малой серией и с дизельными двигателями. Самолёт отличался от других «обратной чайкой» крыльев, спасшей жизни нескольких экипажей при жесткой посадке на брюхо. Отметим, этот дальний бомбардировщик практически всю войну оставался секретным, что имело и свою негативную сторону. Так, 421-й ДБАП за 1941 год потерял в два раза больше Ер-2 от огня нашей зенитной артиллерии, чем от немецкой! Всего было построено 488 самолетов Ер-2.

      Бомбардировщики ТБ-7 (Пе-8) и Ер-2 были лучшими образцами отечественных дальних бомбардировщиков предвоенной разработки.

Berlin.jpg
Советские самолёты и лётчики, бомбившие на них Берлин в 1941-1942 годах:
Герой Советского Союза Е.Н. Преображенский, Герой Советского Союза Э.К. Пусэп и дважды Герой Советского Союза А.И. Молодчий.

      Напоминаем, что оценить представленный материал вы можете не только в комментариях, но и с помощью выставления оценки ЛУЧШИЙ-ХУДШИЙ (по пятибальной шкале) и нажав клавишу РЕЙТИНГ вверху страницы. Для авторов и администрации сайта ваши оценки чрезвычайно важны!

 

Комментарии  

 
+2 #1 Вероника Чеботов 22.04.2015 12:23
Моя бабушка 19-летняя второкурсница Пединститута в 1942 году летала на этом самолете в качестве стрелка--радиста...В кабине было -50,они фактически были смертниками...Бабушка ушла на фронт добровольцем в 18 лет и вернулась в 1945 без почки и с другими ранениями,но живая!Она все-таки стала учителем русского языка и литературы!
Цитировать
 

Добавить комментарий

Комментарий публикуется после одобрения его модераторами. Это необходимо для исключения оскорбительных для авторов комментариев.


Защитный код
Обновить


test
    © 2009-2017 гг.   Все права защищены.
Полное или частичное копирование материалов без согласия авторов и без ссылок на данный сайт ЗАПРЕЩАЕТСЯ и будет преследоваться по закону!

Создание сайта студия "Singular"

каркас для гамакагидролок