3ve3da.jpg  [ХВВАУЛ-74] Харьковское Высшее Военное Авиационное ордена Красной Звезды Училище Лётчиков ВВС
им. дважды Героя Советского Союз
а С.И. Грицевца
homemail
< Апрель 2012 >
П В С Ч П С В
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30            
Сообщения чата
Сейчас 311 гостей и 12 пользователей онлайн
  • eensleydari
  • upatrumclem

В МИРЕ КНИГ И ДЕШЁВЫХ СЕНСАЦИЙ PDF Печать E-mail
Рейтинг пользователей: / 10
ХудшийЛучший 
История
Автор: Юрий Фёдоров   
159234913.jpg
       12 апреля 1961 года состоялся первый в мире полёт человека в космос, осуществлённый Юрием Гагариным на советском космическом корабле «Восток». Это событие навсегда останется в памяти нашего народа, как величайший подвиг советского строя.
      Сам факт отправки человека в космос, в то время, уже являлось Победой. Такое достижение олицетворяло собой не только прорыв советской науки и техники, но и, в условиях холодной войны, приносило определенные политические дивиденды.
      Борьба между главными геополитическими противниками XX века, США и СССР, шла на всех возможных направлениях. Космос, в этом отношении, не являлся исключением. Перед спецслужбами противоборствующих стран была поставлена задача сбора информации о противнике. В этих условиях, именно советская контрразведка обеспечивала защиту и сохранность гостайны в области космонавтики. Но когда контрразведчики, не посоветовавшись с специалистами-авиаторами, по громкой авиакатастрофе делали свои выводы, начинался цирк...




ГИБЕЛЬ ЮРИЯ ГАГАРИНА.
«ЗАПИСКИ КОСМИЧЕСКОГО КОНТРРАЗВЕДЧИКА»

      В 2011 году издательством «Кучково поле» была выпущена книга под названием «Записки космического контрразведчика». Её автор – Николай Николаевич Рыбкин, полковник, кавалер орденов Красной Звезды и Мужества, ныне мэр Звёздного городка, прослуживший в особых отделах (военной контрразведке) более 30 лет. В далекие 60-е годы Н.Н. Рыбкин работал бок о бок с Юрием Гагариным и другими советскими лётчиками в Звёздном городке.Так написано в книге. Но речь идёт о гарнизоне в Чкаловском. Как известно, при жилых городках особых отделов не создают!..

      Вот так автор описывает событие, которое произошло 12 апреля 1961 года:
      «Каждый год накануне 12 апреля я испытываю такой прилив энергии, что мне кажется – нет преград, которые невозможно преодолеть. И началось это именно 12 апреля 1961 года, утром того солнечного, теплого и вроде бы обычного весеннего дня, когда многие жители огромной страны под названием СССР наверняка ощутили приближение чего-то великого и значимого, хотя посвящены в готовящееся чудо были немногие.
      А после полудня из всех радиоточек и пока еще немногих телевизоров с названием КВН полилась, как песня, информация о первом полёте советского человека в космос! Это был Юрий Гагарин.
      Во всех городах и весях была неописуемая радость великой победы. Это не я придумал – все старшие говорили, что подобные чувства они испытывали лишь в День Победы 9 мая 1945 года. Теперь мы победили в космосе. Уже потом, многократно просматривая телевизионные и кинокадры, каждый замечал, насколько неподдельной была народная радость. Такое невозможно срежиссировать!
      Это состояние сохранилось в моей памяти, и каждый год, обогащенная новой информацией, дополненная новыми знаниями, память возвращает меня к тому знаменательному дню, несмотря на экономические и политические изменения, происходящие в уже не такой огромной стране, но тоже с гордым названием – Россия».
      В книге Николай Рыбкин описывает создание и становление Звёздного городка, жизнь космонавтов, их судьбы. Не знаю, насколько описанное правда, но на одной такой судьбе хотелось бы остановиться подробнее. Речь идёт о смерти Юрия Гагарина, которая произошла 27 марта в 1968 году во время выполнения контрольного полёта на самолёте УТИ МиГ-15, совместно с его инструктором Героем Советского Союза – Владимиром Серёгиным. (Так написано в книге.) И дальше следует вопрос: как же получилось, что столь опытные пилоты не вернулись из обычного учебного полёта?
      Для расследования катастрофы, в те годы, была создана Государственная комиссия, но после многомесячной работы сотен специалистов комиссия не смогла однозначно объяснить причины трагедии. В результате отчёт комиссии был засекречен и его детали известны только из статей и интервью отдельных её членов. По сей день причины, и обстоятельства катастрофы не являются выясненными.
      Н.Н. Рыбкин, в своей книге, рассуждает о той трагедии в Подмосковье следующим образом:
      Официальных разъяснений, почему в несложном тренировочном полёте разбились Герои Советского Союза и классные лётчики, нет до сих пор.
      А расследование катастрофы между тем велось небывалое. Три комиссии, правительственная и две рабочие (по материальной части и лётно-методическим вопросам), по крупицам просеивали информацию о последнем полёте космонавта № 1. Но была еще и четвёртая комиссия, про которую немногие знали. Её возглавлял один из руководителей Управления контрразведки КГБ СССР Николай Душин.  
      В 1991 году я готовился к защите кандидатской диссертации в архивах военной контрразведки. Среди других бумаг я обнаружил документы по катастрофе самолёта Гагарина и Серёгина. И тщательно изучил их. У меня сложилось впечатление, что Гагарина – конечно, ненамеренно – подвели к тому, что случилось. Не Гагарин погиб, а Гагарина не уберегли...
      Чекистское расследование, в отличие от ведомственных, было беспристрастным.
      «План первичных оперативных мероприятий по выявлению причин, которые могли повлечь катастрофу самолёта УТИ МиГ-15 номер 612739 (бортовой номер 18)» датирован днём катастрофы – 26 марта 1968 года.
      В этот же день были выдвинуты четыре версии:
      Первая. Умышленные действия по выводу техники из строя (во враждебных целях или из низменных побуждений).
      Вторая. Некачественная подготовка материальной части к полётам.
      Третья. Недостаточная подготовленность лётчиков к данному полёту.
      Четвертая. Неудовлетворительное руководство полётом.
      Были подробнейшие, на семи листах, указания по проверке каждой из версий. Особое внимание – подозрительным лицам, имевшим отношение к подготовке и обслуживанию самолёта. Не было ли у них нездоровых высказываний, угроз в адрес командования или враждебных проявлений?.. Не имеется ли на них компромационных материалов?.. Не было ли контактов с иностранцами?.. Не было ли изменений в их поведении после катастрофы (нервозность, беспокойство в связи с проводимым, расследованием)?..
      Копали глубоко. Среди «подозрительных личностей» фигурирует жена инженера, проверявшего перед полётом герметичность систем. Донесение гласит: за много лет до катастрофы эта женщина на пристани «Солнечная поляна» Химкинского водохранилища имела контакт с женой секретаря посольства США по вопросам культуры.
      Проведенная проверка установила: встреча была случайной.
      Первый тревожный звоночек: бригада (как в каком-то колхозе! И это пишет особист, прикреплённый к авиачасти! – примеч. админа), которая руководила полётом УТИ МиГ-15, была, скажем так, не на уровне.
      «Руководитель полётов подполковник Я., — писал майор контрразведки Симаков в своём спецдонесении, — в сложных ситуациях проявлял нервозность и растерянность. Из-за слабой памяти плохо усваивал задания на полёты, принимал поспешные и неправильные решения. Дежурный штурман подполковник Ш. по личным и деловым качествам суетлив, решения принимает поспешно, делает ошибки в расчётах времени прибытия самолётов на аэродром. Плохо знает характеристики радиолокаторов и другой техники. Помощник руководителя майор Д. злоупотребляет спиртными напитками, недобросовестно относится к служебным обязанностям».
      А вот последний звонок тем, кто выпускал в небо Гагарина и его инструктора: за неделю до их гибели самолёт Серёгина был в секундах от катастрофы!
      «20 марта с.г. при руководстве полётами Я. не проанализировал метеорологическую обстановку, в результате чего не заметил снежного заряда. В условиях ограниченной видимости Я. разрешил посадку Серёгину В.С. на аэродроме Чкаловский. Последний произвёл её с перелётом. Выкатывание самолёта и возможная авария были предотвращены специальным тормозным устройством.
      И уже через неделю всё тот же Я. ошибается снова, когда в небе находится самолёт Гагарина – Серёгина. Руководитель полётов Я. не соблюдал интервала движения самолётов. Через одну минуту после взлёта Гагарина он выпустил более скоростной самолёт. Из-за этой ошибки УТИ МиГ-15 вынужден был перейти в другую зону. За выполнением задания Гагариным Я. должным образом не следил. Не запросил, почему тот задание выполнил раньше, чем предусмотрено упражнением. После потери связи с самолётом Гагарина подполковник Я. не использовал имевшиеся средства для фиксации маршрута полёта самолёта.
      Что из этого следует?
      «Указанные недостатки затрудняли осуществление полёта самолёта, — пишет руководитель особого отдела подполковник Обельчак, — однако причиной его катастрофы, по мнению специалистов, они быть не могли».
       «Разведка погоды перед полётом была организована с нарушениями, — пишет капитан контрразведки Маркин, — по наставлению, она должна быть проведена за 30-50 минут до начала полётов и объявлена всему лётному составу. В данном случае разведчик погоды сел на аэродром за одну минуту до взлёта экипажа Гагарина и Серёгина».
      Маленькие шероховатости, недоработки, недоговорки накапливались как снежный ком.
      По условиям упражнения № 2, к выполнению которого готовился Гагарин Ю.А. при контрольном полёте с Серегиным В.С, должно выполняться в простых метеоусловиях или за облаками без подвесных баков, — свидетельствует другой чекист. — Фактически метеоусловия были сложными, а самолёт – с подвесными баками, что является грубым нарушением».
      «И наконец, документ, от которого по спине бежит холодок. Мною опрошен офицер лётной службы подполковник Ш., — докладывает капитан Медведев. — Он своевременно не произвёл радиолокационную разведку погоды, которую должен был сделать за 30 минут до вылета самолёта-разведчика. Данные о разведке погоды Ш. внёс в журнал ПОСЛЕ КАТАСTPОФЫ... на основании сообщения лётчика, вылетевшего на разведку метеообстановки... Указанные факты являются грубым нарушением требований Инструкции по производству полётов на аэродроме Чкаловский и могли привести к нежелательным последствиям».
      Что происходило с самолётом, выполнявшим задание в небе над Киржачом? Самая расхожая версия: УТИ МиГ-15 угодил в критическую ситуацию (врезался в зонд, птицу, уклонился от близко пролетавшего самолёта) и сорвался в штопор. Лётчики вышли из штопора и почти вывели машину из пикирования. Об этом свидетельствует всё: положение закрылков, рабочие позы Гагарина и Серёгина, даже отсутствие в их крови большого количества адреналина говорит о том, что они не успели испугаться и были уверены, что спасут машину и себя. Но не хватило высоты.
      Об этом ещё в девяностые годы сказали одни из самых добросовестных исследователей – профессор Белоцерковский и космонавт Леонов: Гагарину и Серёгину не хватило 200-300 метров.
      А теперь посмотрим донесение контрразведчика Медведева: «Пилотов могли дезориентировать неправильные данные о высоте облачности. Когда истребитель кувыркался в штопоре между двумя слоями облаков, Гагарин и Серёгин были уверены: под нижним слоем достаточный запас высоты. Оказалось, запаса нет. Потому что доклад метеообстановки был взят с потолка. Дурацкая причина? Но как такое могло быть?!»
      После катастрофы появилась версия: гагаринский «миг» пересёк так называемый спутный след другого самолёта. Либо резко отвернул, дабы избежать столкновения с ним, и поэтому вошёл в штопор. Грешили на машину, которую в соседней зоне пилотировал командир эскадрильи майор А.
      Версию «чужого самолёта» активно поддерживал друг Гагарина, космонавт № 2 Герман Титов. Читаю рукописное донесение о разговоре, в котором Титов сетует:
      «Некоторые большие авиационные начальники допускают полёты без заявок». По его предположениям, среди этих «незаявленных» самолётов мог оказаться и тот, что неудачно пересёк дорогу гагаринской спарке. Из документов видно, что эту версию не доказали. Но после этого на майора А. начали косо смотреть сослуживцы. Не выдержав, А. уехал из Звёздного городка.
      Так что же всё-таки привело к катастрофе?
      Я по долгу службы был близко знаком со многими лётчиками-испытателями, и все они говорили, что разгильдяев в авиации полно, это точно! А один разгильдяй способен сделать столько, сколько не сделает группа подготовленных диверсантов. Шутили, конечно. Но иногда шутка становилась так похожа на правду!
      27 марта 1968 года звёзды Гагарина и Серёгина сошлись в конечном пункте судьбы – как сошлось в этот день множество больших и малых небрежностей, головотяпств, дуростей. Всё то, что и сегодня происходит в разных регионах...
      Но нам больше всего жаль, что Гагарина не уберегли.
      Военный лётчик 1-го класса полковник Александр Справцев утверждал, что штопора не было.
      Справцев не раз летал с Гагариным в качестве инструктора на спарке. В своей квартире в Звёздном городке он хранит два осколка плексигласа от кабины УТИ МиГ-15 и несколько металлических фрагментов...
      На месте падения он провёл три месяца. И обломки собирал, и паренька разыскал, который один из парашютов сразу же после падения припрятал. Потом участвовал в реконструкции полёта гагаринского самолёта.
      По данным комиссии, самолёт Гагарина упал под углом 51 градус. Скорость была 690 километров в час, двигатель делал 10.040 оборотов в секунду. Так вот, последнее характерно для ГОРИ3ОНТАЛЬНОГО полёта. Но ведь если самолёт вошёл в крутое пике, первое, что делает лётчик, – уменьшает обороты двигателя! Вывод? Что-то случилось сразу после доклада Гагарина о курсе и высоте. Что-то, после чего оба не могли пилотировать самолёт и сбросить обороты.
      Автор: Но ведь одна из комиссий определила, что лётчики выходили из штопора?!
      Дважды Герой Советского Союза лётчик-космонавт СССР Волынов: Это противоречит версии, что они оба были без сознания. Хотя комиссия противоречила и сама себе. При штопоре самолёт падает на скорости 100-150 километров в час, выводят из него – на трехстах пятидесяти. Однако та же комиссия установила: скорость в момент столкновения с землей была шестьсот девяносто!
      Автор: То есть они потеряли сознание после столкновения с метеозондом?
      Волынов: причину гибели Юры мы никогда не узнаем!
      Он сам не раз летал на МиГ-15 с бортовым номером 18, на котором позже разбился Гагарин.
      Волынов: В те дни промелькнула информация, что в «лётное время» солдат с метеостанции случайно запустил шар-зонд. Приборчик весит восемьсот граммов. Представьте себе, как со скоростью около семисот километров в час он врезался в истребитель. Это же как из пушки выстрелить! Раздается хлопок, который вроде бы даже слышали свидетели, и кабина разгерметизовывается. За эту версию схватились двумя руками, бросились искать служивого. И не нашли. Как в воду канул.
      Автор: Почему?
      Волынов: Видимо, его начальник почувствовал, каким «керосином» дело пахнет, и быстро перебросил парня в другое подразделение.
      Версию о самолёте, который пересёк дорогу Гагарину и Серёгину, Волынов не поддерживает. Теоретически вероятность попадания в спутный след была. Но практически погибнуть от этого невозможно. Он сам в таких ситуациях бывал. Покувыркаешься, а потом выравниваешь самолёт. К тому же все самолёты в воздухе отслеживает локатор...
      Что же касается воздушного хулиганства, то, по словам Бориса Волынова, это невозможно. Инструктором с Гагариным летел Серёгин – опытнейший лётчик, у которого не было перерыва в лётной работе. Он поднимался в воздух каждую смену, прекрасно ориентировался по приборам, был очень собранным и ответственным. К тому же командир полка, который отвечал за своих лётчиков, не мог допустить легкомысленной ошибки. Он прекрасно понимал, с кем летит.
      Было что-то такое, чего мы, вероятно, так и не узнаем...»
_______________________________.jpg
НАШИ КОММЕНТАРИИ

       Представленная здесь книга – полная чушь, во всяком случае, в той её части, где автор пытается преподать «жареные факты» по гибели Юрия Гагарина в качестве божественных откровений и истины в последней инстанции! Попытка найти что-то и закричать на мир: вот она, правда! О катастрофе самолёта первого космонавта планеты судит контрразведчик, совершенно ничего не понимающий в авиации!
      Я летал и на УТИ МиГ-15 в том числе. Никакой лётчик на пикировании не убирает обороты двигателя, а наоборот даёт для выхода из него! Двигатель «давал 10.040 оборотов в секунду»? Да вы представляете, какая это скорость вращения? Такие обороты не выдержит ни один ротор в мире! 10.040 оборотов в минуту – совсем другое дело, тахометр на УТИ как раз и стоит такой: измеряет обороты двигателя в оборотах в минуту! Но как кто-то узнал, какие были обороты на том самолёте в момент столкновения с землёй, если на УТИ МиГ-15 из средств объективного контроля стоит элементарный бароспидограф, который пишет лишь минутные отметки времени, скорость и высоту? Стрелки отпечатываются на приборах только при лобовых столкновениях воздушного судна с землёй и если не было потом пожара! А в месте катастрофы самолёта Гагарина горело всё!
      Причём тут положение закрылков? На УТИ МиГ-15 закрылки выпускаются (на 55°) только перед посадкой! Выпуск закрылков на скорости 690 км/час приводит к разрушению и закрылков, и механизмов их выпускающих! Ни один лётчик не станет выпускать их на такой огромной скорости! Экипажи никогда на пилотаже не выпускают закрылки! Без надобности это! Скорее, закрылки выпали из своих гнёзд при ударе спарки о землю...
      И о каком вообще штопоре может идти речь при скорости полёта в 690 км/час?!
Подчеркнём: «сваливание УТИ МиГ-15 в штопор происходит на скорости 200-210 км/час» (ст. 311 «Инструкции лётчикам самолёта УТИ МиГ-15»), а не 100-150, как утверждает космонавт Волынов, очевидно, перепутавший данные по самолёту Л-29. Да и там скоростей в 100 км/ч я что-то не припоминаю! 130-150 – другое дело! (Если я неправ, пусть лётчики-инструкторы с «элок» меня поправят!). Попасть в штопор случайно на «утишке» нельзя! «При перетягивании ручки на вираже самолёт начинает вздрагивать и при уменьшении скорости до 330-360 км/ч увеличивает крен, опускает нос и переходит в спираль в строну виража, но в штопор не входит» (ст. 237 «Инструкции»). Поэтому, получив «предупреждение» УТИ в виде вздрагивания, лётчики обязательно бы отреагировали увеличением оборотов вплоть до максимальных и отпусканием ручки управления. Но в данном случае это было без надобности – скорость была достаточно велика!
      Нам отписывают про нарушения. Чекисты сигнализируют: «По условиям упражнения № 2, к выполнению которого готовился Гагарин Ю.А. при контрольном полёте с Серегиным В.С, должно выполняться в простых метеоусловиях или за облаками без подвесных баков. Фактически метеоусловия были сложными, а самолёт – с подвесными баками, что является грубым нарушением».
      Ну, объясните мне: какое здесь «грубое нарушение» – пустые подвесные баки под крыльями? Имеется в виду, что по условиям упражнения не было необходимости заправлять подвесные топливные баки, а не обязательно их снимать! Кто из летавших на УТИ МиГ-15 не выполнял сложный пилотаж с подвешенными подвесными топливными баками? Подвеска баков ухудшает аэродинамику самолёта, значительно затрудняет его управляемость при пилотировании в зоне по приборам под шторкой или в облаках? Ответ отрицательный. А нам пытаются внушить, что это «грубое нарушение»! Причём, внушают те, кто никогда не летал! Грубое нарушение чего, наш бдительный особист?
      «Разведка погоды перед полётом была организована с нарушениями, — пишет капитан контрразведки Маркин, — по наставлению, она должна быть проведена за 30-50 минут до начала полётов и объявлена всему лётному составу. В данном случае разведчик погоды сел на аэродром за одну минуту до взлёта экипажа Гагарина и Серёгина».
      Да, написано тут правильно, это нарушение! В приказах ГК ВВС сие называется «плохая организация полётов»! Но заметим: командир полка Серёгин взлетел с Гагариным через минуту после посадки разведчика погоды! Командир полка принял такое решение! Что в этой ситуации могла сделать группа руководства полётами, если она подчиняется напрямую командиру полка Серёгину? Если он принял решение не проводить в полном объёме предполётные указания, изложенные в Наставлении по производству полётов? Снимать трубку и звонить в Главный штаб ВВС? Бежать в особый отдел? Застрелить самого Серёгина?
      Ещё одна чушь: данные на какого-то дежурного штурмана, который вообще не принимает участия ни в руководстве полётами, ни в радиолокационной разведке погоды, а только контролирует положение самолётов в пилотажных зонах и на маршруте по кальке проводки целей с обзорных локаторов «Десерт»! Проводить радиолокационную разведку погоды не входит в обязанности дежурного штурмана! Это обязанность дежурного синоптика и РП до полётов, а после их начала – только дежурного синоптика и офицера боевого управления КП. И совершенно напрасно «бежит холодок по спине» автора книги, когда он пишет, что дежурный штурман «Данные о разведке погоды внёс в журнал после катастpофы... на основании сообщения лётчика, вылетевшего на разведку метеообстановки!», что «могло привести» к нежелательным последствиям! Так, могло привести это обстоятельство по занесению данных разведки погоды в журнал после случившегося к нежелательным последствиям или привело? Для юристов это имеет громадное значение! Для юристов, но только не для контрразведчиков, которые своими донесениями показывают свою полную юридическую некомпетентность! Дежурный штурман не обязан, не должен, а может заносить в свою рабочую тетрадь доклады экипажей по погоде в районе полётов для себя, для своего удобства, чтобы на вопрос начальства по телефону, какая погода над точкой, не напрягаясь, считать эти данные с тетради. Вот подполковник Ш. со спокойной душой и записал погоду, переданную доразведчиком погоды, совершенно не привязывая эту запись к потере связи со спаркой Гагарина! Именно это ставят ему в вину!
      По руководителю полётами вообще бред – офицеры КГБ уже просто не знали, какую чернуху накопать – и про память, и про нервозность, и про растерянность в сложных ситуациях – конкретных примеров нет ни одного! И про то, что однажды подполковник Я. «не проанализировал метеообстановку», из-за чего командиру полка Серёгину пришлось сажать самолёт в условиях снежного заряда! Наверное, особисты представляют себе это так: приходит руководитель полётами на КДП и говорит: «А пошли вы все! Вот не буду я анализировать метеообстановку! Не хочу и всё! Чёрт с ним! Обойдётся!» А тут раз – снег и подошёл!
      Да в описанном случае очевидно: это вина не РП, а дежурного метеоролога! Он не предсказал подход снежного заряда и плохой видимости, он не выписал шторм-предупреждение, он не предупредил группу руководства полётами и не настоял на своевременном прекращении полётов до подхода столь сложных посадочных условий!
      А вот донесение ещё одного специалиста «глубокого бурения» от контрразведки, майора Симакова: «Помощник руководителя майор Д. злоупотребляет спиртными напитками, недобросовестно относится к служебным обязанностям». И хочется спросить: а в чём именно выражается недобросовестное отношение к служебным обязанностям этого офицера? А спиртными напитками майор Д. «злоупотреблял» прямо на полётах, исполняя обязанности помощника РП? Из-за этого экипаж Гагарина – Серёгина не вернулся на аэродром? Думаю, были бы в моде ещё троцкисты, уверяю вас, вся группа руководства (а не команда, не бригада!) оказалась бы троцкистами!
      Читая донесение особиста Медведева, вообще обхохочешься: «Пилотов могли дезориентировать неправильные данные о высоте облачности». И далее: «Гагарин и Серёгин были уверены: под нижним слоем <облаков> достаточный запас высоты. Оказалось, запаса нет. Потому что доклад метеообстановки <на предполётных указаниях> был взят с потолка».
      Оказывается, если верить спецдонесению особиста Медведева, лётчики, пилотируя самолёт в облаках, ориентируются не по показаниям приборов, высотомера, в частности, а по информации о толщине облачности, которую им доводит метеоролог на предполётных указаниях! Хохотать можно до упада! Как себе это представляют дураки от контрразведки? Лётчик в зоне пилотирует и вспоминает, какую толщину облаков ему давали на предполётных указаниях? Самолёт в пике, стрелки высотомера бегут к нулю, а лётчикам по боку: ведь синоптики говорили, что запас высоты ещё есть!.. Так, что ли? Да толщина облачности может меняться в ту или другую сторону – или вы в школе географию (раздел «Погода планеты и метеорология») не изучали, господа особисты? Метеообстановка, которую доводят перед полётами – это только общая информация, чтобы представлять погоду и не более того! А продолжать выводить самолёт из крутого пикирования или уже прыгать решает экипаж по высотомеру!
      И нам этот бред выдают за правду о катастрофе!
      А за фразу, что «истребитель кувыркался в штопоре между двумя слоями облаков», особиста Медведева надо гнать ср*ной метлой, чтобы он сам кувырком катился из армии! Это ж надо: служить в авиации и не оперировать авиационными терминами, не разобраться в том, о чём он докладывает! Остаётся предположить, что чекист Медведев раньше возглавлял Особый отдел в каком-нибудь провинциальном цирке-шапито, поэтому у него самолёты и «кувыркаются», как клоуны на арене!
      И ещё! Руководитель полётами не обязан и даже не должен запрашивать у экипажей, почему они прекращают в зоне задание! Если каждый раз об этом РП будет интересоваться у лётчиков, то группе руководства полётами ни на что другое не останется времени! Каждый командир экипажа имеет право в зависимости от обстановки, метеоусловий, самочувствия и пр. упростить (но не усложнить!) своё задание в полёте! Каждый! И докладывать об этом – это право экипажа, а не его обязанность! Так же, как и право группы руководства полётами, а не обязанность! И, может быть, вы научите авиаторов, как «должным образом» РП должен следить за выполнением задания в зоне каким-нибудь экипажем?
      Начальник особого отдела целый подполковник Обельчак отписывает: «После потери связи с самолётом Гагарина <руководитель полётами> подполковник Я. не использовал имевшиеся средства для фиксации маршрута полёта самолёта...»
      Да что ж, РП на бумажке должен «фиксировать» маршрут полёта гагаринского УТИ? Или, может, пальцем по оконному стеклу водить? О чём вы пишите, товарищи контрразведчики? Такое впечатление, что вам нужно не до истины докопаться, а зафиксировать как можно больше слухов, собранных за сутки на Чкаловском базаре!
      Что из этого следует? А вот что:
      «Указанные недостатки затрудняли осуществление полёта самолёта, — пишет наш «авиационный гений» подполковник Обельчак. — Однако причиной его катастрофы, по мнению специалистов, они быть не могли».
      Наконец-то, поинтересовались мнением у специалистов по авиации! Вот только непонятно, каким образом «нефиксация маршрута полёта самолёта», с которым потеряна связь, «может затруднить осуществление полёта этого самолёта»? Ну, бред же написан, бред! И, кстати, если всё описанное дураком-чекистом причиной катастрофы быть не может, то зачем об этом вообще писать? Чтобы показать своему начальству, какая «огромная работа» проделана? Воистину крыловское: «Мы пахали!»
      Следует добавить, что звание Героя Советского Союза Серёгину В.С. присвоено за 140 боевых вылетов во время войны на штурмовку войск, а посему это служить доказательством его опытности, как нам пытаются внушить в книге, не может! Уже то, что командир полка полковник Серёгин за неделю до катастрофы в условиях внезапно усложнившейся метеообстановки произвёл посадку с, надо думать, огромным перелётом, после чего, не хватило ему ВПП, чтобы остановить самолёт в пределах полосы, выкатился и был остановлен даже не вспаханной землёй за бетоном (так называемым «мигоулавливателем»), а уже сетями АТУ-2, говорит о слабой профессиональной и морально-психологической подготовке этого лётчика!
      Из всего списка деяний особистов, приведенного автором книги, лишь один штрих заслуживает внимания профессионального контрразведчика! Только один! И это то, что жена авиаинженера, проверявшего перед полётом самолёт Гагарина, за несколько лет до катастрофы контактировала с женой секретаря посольства США по вопросам культуры на пристани «Солнечная поляна» Химкинского водохранилища! Вот это высший пилотаж контрразведки! (Правда, оговоримся, с опозданием на несколько лет!) Немаловажно и то, что проведенная проверка установила: встреча была случайной!
      Здесь перед теми чекистами, которые установили и то, и другое, хочется снять шляпу!

      Всё остальное, спокойно работая, могли выявить ведомственные комиссии ВВС (по всем нарушениям лётных законов) и Главпура (кто, сколько, с кем и когда употребляет) без вмешательства «беспристрастной комиссии» Особых отделов КГБ, от которых так и веет лубянскими подвалами!
      И последнее. Какое интересное название придумал автор своей книге –  «Записки космического контрразведчика»! Не больше – не меньше! Я понимаю, если бы Н. Рыбкин боролся бы с космическим шпионажем, арестовывал бы террористов и диверсантов с Марса, Венеры, из других далёких галактик! Но служить особистом в придворном авиационном полку, в котором, правда, подлётывали космонавты на правах обыкновенных лётчиков, и на этом основании считать себя «космическим контрразведчиком»? Пожалуй, это слишком! Это всё равно, что особист какой-нибудь захолустной Машинно-тракторной станции в Саратовской области (были и такие чекисты в 1930х годах, в условиях, когда партия ожидала противодействия классового врага везде, вплоть до отсталого колхоза!) называл бы себя «тракторным контрразведчиком»!
      Вывод: «Записки космического контрразведчика» Н.Н. Рыбкина – очередная глупая книга, написанная человеком, который в авиации является полным профаном, не смотря на то, что в авиачастях, судя по анонсу, прослужил около 30 лет! Это попытка на дешёвой сенсации срубить лёгкие деньги, удивить и затуманить мозги читателям, которые, как и автор, мало что понимают в авиации! Как любил говаривать генералиссимус Александр Суворов, «Старая артиллерийская лошадь двадцать лет таскала пушку, а стрелять так и не научилась!»
      Прошу прощения, в данном случае 30 лет!..
 
НАША ВЕРСИЯ КАТАСТРОФЫ
 
      Так что же произошло в тот злополучный день, 27 марта 1968 года, в полёте Юрия Гагарина?
      Позволим высказать свою версию, на наш взгляд не лишённую основания.
      Все комиссии исходили из опытности лётчиков и искали причину в чём-то необычном: потеря сознания экипажем из-за разгерметизации кабин (на высотах менее 2000 м, где кабина сообщается с закабинным давлением воздуха?), столкновения с птицей (в облаках, что ли? в облаках птицы не летают!), метеозондом, спутный след другого самолёта и пр. И почему-то исключают такое, как элементарная ошибка лётчиков и даже недисциплинированность! Почему-то все считают, что опытные лётчики ошибаться не могут, а командир авиачасти нарушать лётные законы не станет! Хотя уже та бесшабашность, с которой командир полка Серёгин В.С. относился к организации разведки погоды и полётов в полку, свидетельствует о его, мягко выражаясь, беспечности и головотяпстве, а уж никак не «собранности и ответственности». И поэтому совершенно не исключаю, что полковник Серёгин, как командир экипажа, мог решить «посмотреть» (замерить) нижний край облачности в зоне. Объективный контроль? Снижение в зоне ниже заданной высоты? Да он – командир полка! Кто ему что скажет?! («Молчать! Смирно! Значит, так нужно было в полёте!»)
      Экипаж начал снижаться, возможно, полупереворотом или даже переворотом. (Иначе, откуда взялся в облаках такой большой угол пикирования в полсотни градусов?) А Серёгин просто перепутал высоту ввода в нисходящую фигуру (переворот) на 1000 м, как это иногда бывает в авиации даже с опытными лётчиками1! Юрий Гагарин в передней кабине? А кто вам сказал, что он был на тот момент опытным и влётанным? Выполнение полёта по начальному упражнению № 2 говорит о том, что «влётанность» у него однозначно отсутстовала! Свои лётные навыки пилоты восстанавливают, а образовавшиеся перерывы в полётах устраняют по упражнениям с более высокими номерами! В таких случаях лётчик всегда надеется на опытного инструктора в задней кабине – мол, командир экипажа знает, что делает, особенно если тот по СПУ сказал, что взял управление на себя! За те несколько секунд после того, как Серёгин, не говоря ни слова, между слоями облачности полубочкой перевернул самолёт вверх колёсами и потянул ручку управления на себя, критически успеть осмыслить надвигающуюся опасность было невозможно! А когда они вдруг оказались под облаками у самой земли, да ещё с углами пикирования за 50°, то энергично начали выводить из него для предотвращения столкновения с землёй, но было уже поздно – высоты для вывода просто не хватило!
      «При выводе из пикирования с углом до 45° на максимально-допустимой истинной скорости 1040-1050 км/ч потеря высоты за вывод на высоте 3000-4000 м составляет 500-700 м» (ст. 285 «Инструкции лётчикам самолёта УТИ МиГ-15»).
      Уменьшайте скорость начала вывода до 700 км/ч, высоту полёта до 100-200 м (где более плотный воздух), но увеличивайте угол пикирования до 50° и мы получим те самые 200-300 м, не хвативших УТИ МиГ-15 с бортовым номером 18 для вывода из пике, о которых говорят профессор, доктор технических наук генерал-лейтенант С.М. Белоцерковский и лётчик-космонавт СССР дважды Герой Советского Союза генерал-майор А.А. Леонов!
      «Потеря высоты на перевороте без применения воздушных тормозов при вводе в переворот <на скорости 350 км/ч> составляет:
      – при высоте ввода 2000 м – 1000-1100 м,
      – при высоте ввода 3000 м – 1200-1300 м» (ст. 253, таблица 8 «Инструкции...»)
      350 км/ч – это минимальная скорость ввода в переворот. И чем больше будет скорость ввода, тем, разумеется, больше будет и потеря высоты за эту фигуру пилотажа...
      В том полёте при ошибке командира экипажа Серёгина в оценке высоты и вводе в переворот вместо 2000 с высоты 1000 м мы получим те же 200-300 м, а, может, и 50-100 м которых лётчикам так не хватило, чтобы остаться в живых... А ежели у них ещё и скорость ввода в переворот была выше...
      Если бы полковник Серёгин В.С. не погиб в одном самолёте с первым космонавтом Земли, а в том полёте инструктором был кто-то другой, то этого командира полка за те нарушения в организации полётов в части не только бы сняли с должности, но, скорее всего, с позором изгнали б из армии, а то и отдали бы под суд военного трибунала, но никак не присваивали б звание Героя Советского Союза! Хотя, кто знает? Может быть, с другим лётчиком-инструктором в тот день Юрий Гагарин и не погиб бы вовсе! Поэтому в этом месте согласимся с автором книги Н. Рыбкиным: Юрия Гагарина просто не уберегли! Его убили безответственность, недисциплинированность, расхлябанность и необязательность в соблюдении лётных законов, которые тогда царили в чкаловском авиаполку под командованием полковника В.С. Серёгина!
      Подчеркнём: это только наша версия! Она может быть и ошибочной! Но всё-таки имеет право на существование, потому что подкреплена не домыслами, а фактами и их анализом...
      Другие разумные объяснения причин этой странной катастрофы привести просто невозможно! Разве что, выслушать бред чешского
журнала «Reflex», подлизывающего зад американцам, что полёт Гагарина в космос 12 апреля 1961 года был инсценировкой Советского Союза, никуда он не летал, его начала жрать совесть, Юрий стал пить, а чтобы он не проговорился, его убило ГРУ по приказу Брежнева!.. Нам искренне жаль читателей, которым эту бредятину скармливают на Западе, только для того, чтобы отнять первенство в космосе у Советского Союза и угодить америкосам!
      Но нашу победу в космосе не отнять никому!
____________________________
      1 Однажды я, тогда майор, в контрольном полёте по системе с прямой ночью при установленном минимуме погоды был инструктором у старшего инспектора-лётчика Воздушной армии полковника С., который восстанавливался после перерывов. После взлёта вместо высоты 3700 м, он набрал 2700 (т.е. на тысячу меньше) и перевёл спарку МиГ-21ум в горизинтальный полёт. Я спросил: какую он выдерживает высоту? Полковник ответил: «3700!» И через секунду, осознав ошибку, перевёл самолёт в набор высоты и мы набрали заданные 3700 метров.
      После полёта он, отводя взгляд в сторону, сказал:
      — Вот так лётчики и погибают, сталкиваясь с землёй, думая, что под ними ещё целый километр высоты!..
30f4d09e54e3_k.jpg
      Напоминаем, что оценить представленный материал вы можете не только в комментариях, но и с помощью выставления оценки  ЛУЧШИЙ-ХУДШИЙ  (по пятибальной шкале) и нажав клавишу РЕЙТИНГ вверху страницы. Для авторов и администрации сайта ваши оценки чрезвычайно важны!
 

Комментарии  

 
0 #11 Юрий Фёдоров 12.07.2013 13:56
А какой смысл комиссии скрывать факт неработающего двигателя на спарке? Ну вот, не понимаю я этого! На мой взгляд - это личное мнение, инженер-подполковника И.И. Шулинского, которая, скорее всего, не нашла своего подтверждения, почему и не была принята за основу! Если бы двигатель РД-45 на спарке остановился, лётчики доложили бы об этом в ту же секунду, а не умалчивали бы об этом героическим образом! Это заложено у пилотов на подсознании! Когда лётчик об этом может не доложить, а пытаться запустить его? Только в одном случае: если в остановке движка есть вина экипажа! Вины пилотов в остановке двигателя в данном случае не просматривается ! А значит, это полная чушь! Кроме того, нет тогда объяснения пикирования и столкновения с землёй с большими углами!
Ваш коммент мы оставляем, пусть люди читают и делают свои выводы...
Цитировать
 
 
-1 #10 koa 12.07.2013 10:13
Это говорит о том, что двигатель на спарке Гагарина-Серёгина не работал http://www.astronaut.ru/bookcase/books/kozirev/text/03.htm
Цитировать
 
 
-1 #9 koa 12.07.2013 10:09
В комментарии есть досадная ошибка. Никакого пожара на месте катастрофы не было. В книге Козырева «Еще раз о гибели Гагарина» по этому поводу опубликовано весьма существенное признание; "Сейчас, по прошествии почти 30 лет после катастрофы, мне трудно поверить, что эксперты, участвовавшие в работе Спецкомиссии, в числе которых были и авиадвигателист ы, не обратили должного внимания на факт отсутствия температуры газа в реактивной трубе двигателя на последнем участке полета, замеченный сотрудником исследовательск ого отдела ГосНИИ ЭРАТ ВВС инженером-подполковником И.И. Шулинским [26]. В личной беседе, после того как я дал ему клятву офицера, что переданные мне факты нигде и никому не будут мною сообщены в течение 20 лет, он рассказал, что при контакте самолета МиГ-15 №18 с землей было установлено отсутствие температуры газа в реактивной трубе [26]. "
Цитировать
 
 
+2 #8 Крылов А.Н. 31.05.2012 13:36
Коля Рыбкин - человек весьма неглупый и информированный . Кому интересно, заходите.

(Ссылка удалена модератором)
Цитировать
 
 
+6 #7 Юрий Фёдоров 15.05.2012 00:02
Ваня, к вопросу переворотов в облаках. В 1978 или 1979 г. я был в составе экипажа разведчика погоды. Сидел в задней кабине, командир полка п/п-к Туненко Борис Тихонович (выпускник ХВВАУЛ 1963 г.) - в передней. После разведки погоды по району (погода была 10 баллов верх облаков более 5000, низ - ровный около 300 м) мы вернулись на точку на Н=1500 м. Туненко вдруг делает угол набора 10-15 гр. и пытается перевернуть самолёт. Я, применив силу, не дал ему это сделать и спросил по СПУ, что он хочет делать? "Переворот!" - последовал ответ. Я не помнил сколько спарка МиГ-21ум теряет высоты за переворот! И взмолился из задней кабины: "Давайте хоть наберём высоту 2500 м!" - "Боишься?" - "Не боюсь, но 2500 будет надёжнее!" Мы набрали в облаках 2600 и выполнили переворот с выводом у земли на 250 м. Потом оказалось, по Инструкции спарка за переворот теряет высоту 1800-2200 м! Борис Тихонович после посадки мне вешал лапшу на уши, что если "хорошо потянуть", то можно и выше было вывести...
Что у меня тогда сработало - не знаю! Знаю одно: окажись я тогда простодушнее и доверься опытности командира полка, может, и не писал бы сейчас этих строк, а комиссия ломала бы голову, отчего лётчикам не хватило высоты...
Цитировать
 
 
+4 #6 admin 13.05.2012 15:40
А откуда взялся угол пикирования в облаках 50 градусов? Не 30, не 20 - 50! Другого объяснения здесь просто нет: это было пикирование при выводе из переворота или полупереворота! У тебя, Ваня, есть другие объяснения? С удовольствием выслушаем их!
Цитировать
 
 
-7 #5 Иван Чайка 13.05.2012 15:08
Не думаю что версия убедительная. Убедительны некоторые моменты. Вина инструктора в любом случае присутствует и отрицать ее не приходится. Но откуда взялся переворот или полупереворот? Я редко видел отчаянных пилотов (тем более ненатренированн ых) которые в облаках выделывали "художества". Этому событию и так "накуролесили причин". Зачем плодить другие, ничем не подкрепленные, тем более, не будучи участником или свидетелем происшедшего.
Цитировать
 
 
+4 #4 admin 07.05.2012 20:57
Да нет, он просто приводит документы. Почему повернули вправо, а не влево - мне не ведомо. Но не из-за НЛО это точно!
Цитировать
 
 
+4 #3 Игорь 07.05.2012 20:29
"Особист" конечно врет. С какой целью-неизвестно. Возможно показать свою мнимую значимость и причастность к великим людям и событиям прошлого века...
Но все-таки почему у Киржача они повернули ВПРАВО, а не влево-домой?
Цитировать
 
 
+6 #2 admin 28.04.2012 17:20
Спасибо за ваш комментарий. Но всё ж таки хочется уточнить, что мы все - "генералы своей судьбы"... Да, профессия военной лётчика - это всегда риск. Но зачастую его можно свести к минимуму, а то и избежать вовсе, если к полётам относиться со всей ответственность ю и соблюдать все правила, определённые Наставлениями. Когда читаешь выводы по той или иной катастрофе, всегда убеждаешься: всё было раньше предусмотрено документами по безопасности полётами, инструкциями и наставлениями. Но они лежат сами по себе, а дела делаются (производятся полёты) как получится. Тогда господин великий Случай садится в засаде и ждёт свою очередную жертву...
Цитировать
 

Добавить комментарий

Комментарий публикуется после одобрения его модераторами. Это необходимо для исключения оскорбительных для авторов комментариев.


Защитный код
Обновить


test
    © 2009-2017 гг.   Все права защищены.
Полное или частичное копирование материалов без согласия авторов и без ссылок на данный сайт ЗАПРЕЩАЕТСЯ и будет преследоваться по закону!

Создание сайта студия "Singular"

каркас для гамакагидролок

Шины Simex: шины 275 70 22.5. Дешевые шины 275 70.