3ve3da.jpg  [ХВВАУЛ-74] Харьковское Высшее Военное Авиационное ордена Красной Звезды Училище Лётчиков ВВС
им. дважды Героя Советского Союз
а С.И. Грицевца
homemail
< Июнь 2011 >
П В С Ч П С В
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30      
Сообщения чата
Сейчас 349 гостей онлайн

СИЛЬНЕЕ ЛИ НАС ОБСТОЯТЕЛЬСТВА? PDF Печать E-mail
Рейтинг пользователей: / 23
ХудшийЛучший 
Автор: Юрий Фёдоров   
12.jpg
пп
ЛЁТЧИКИ, СТАВШИЕ ЛЕГЕНДАМИ АВИАЦИИ



      Это какой любовью к небу, силой воли и желанием летать надо было обладать этим людям!
      Да, они воевали по разную сторону линии фронта! Но все эти ЛЁТЧИКИ (все буквы – большие), «настоящие человеки», о которых вы прочтёте в этом материале, заслуживают огромного нашего уважения! Во всяком случае, это моё мнение. Вы придерживаетесь другой точки зрения? Ну, что ж тут сделаешь? Пишите, поразмышляем...
      Итак,


1. ПИЛОТЫ, ЛЕТАВШИЕ С ДЕФЕКТАМИ ОРГАНОВ ЗРЕНИЯ ЛИБО БЕЗ ГЛАЗА
 
      МАЙОР АЗАРОВ ЕВГЕНИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ (СССР)
      У Азарова Е.А. после тяжелого ранения была потеряна острота зрения и в 1943 г. его чуть не списали с лётной работы. Скорее всего, лётчик просто обманул медиков и получил заключение о своей годности.  Но ведь с таким зрением надо воевать. Что делать? Недостаток зрения компенсировал ведомый Азарова – А.Г. Громов. Впереди летел ведомый, а сзади ведущий. Заметив противника, Громов наводил Азарова на противника, затем оттягивался назад и прикрывал хвост самолёта ведущего. До конца войны Азаров сбил 15 самолётов. Герой Советского Союза (19.08.1944, Золотая Звезда № 4690). Умер 26.01.1957 г.
 
      ПОЛКОВНИК АНОХИН СЕРГЕЙ НИКОЛАЕВИЧ (СССР)
      17.05.1945 г. при испытаниях истребителя Як-3 на прочность получил тяжелые ранения и потерял левый глаз. Лётчик стал тренировать своё пространственное зрение подбрасыванием и ловлей камешков. И натренировался! И уже в декабре 1945 г. он возвращается к лётно-испытательной работе. На его счету сложнейшие испытательные полёты на десятках типов самолётов. 03.02.1953 г. ему было присвоено звание Героя Советского Союза (Золотая Звезда № 10865). 17.02.1959 г. Анохину С.Н. в числе первых было присвоено звание «Заслуженный лётчик-испытатель СССР» (знак № 1). Умер 15.04.1986 г.
 
      СТАРШИЙ ЛЕЙТЕНАНТ ДРАЧЕНКО ИВАН ГРИГОРЬЕВИЧ (СССР)
      В середине августа 1943 г. мл. лейтенант Драченко И. в одном из ожесточенных, неравных боев, спасая самолёт командира полка, тараном уничтожил немецкий истребитель, покинул падающий Ил-2. В бессознательном состоянии был взят в плен и отправили в лагерь. Во время жестоких пыток фашисты из полевого гестапо вырвали у Драченко глаз. При конвоировании в специальный лагерь он бежал из плена и снова сел за штурвал Ил-2. За годы войны Драченко И.Г. совершил 150 боевых вылетов, в 24 воздушных боях на своём штурмовике сбил пять истребителей противника, ещё 9 уничтожил на аэродромах, разбил 4 моста, уничтожил много техники и живой силы противника. Герой Советского Союза (26.10.1944, Золотая Звезда № 4618), полный кавалер Орденов Славы. После войны продолжал летать! Закончил ВВА в Монино. В запасе по состоянию здоровья с 1947 года. Умер 16.11.1994 г.
 
      ГЕНЕРАЛ-МАЙОР АВИАЦИИ ГАЛЛАНД АДОЛЬФ (Galland Adolf) (Германия)
      В октябре 1935 г. при испытаниях биплана FW-44 произошло крушение. А. Галланд получил тяжелейшие травмы, в том числе несколько осколков стекла попали в левый глаз. Усилия врачей помогли Галланду остаться в живых. Но его левый глаз в значительной мере потерял зрение, и медицинская комиссия дала категорическое заключение о непригодности лётчика к полётам. Но командир А. Галланда не дал хода заключению, и в течение года никто не знал о непригодности пилота к полётам. Однако в 1936 г. А. Галланд вновь попадает в аварию и снова получает тяжёлые травмы. Врачи, обнаружившие прежнее заключение, были ошеломлены. Однако А. Галланд выучил наизусть таблицу, по которой осуществлялась проверка зрения и во время тестов «читал» её как вперёд, так и в обратном порядке. Врачи обманулись. В ноябре 1941 г. в возрасте 29 лет с 94 победами он получил звание генерал-майора авиации и должность генерал-инспектора. После этого Галланд продолжал испытывать множество типов германских самолётов, периодически продолжая летать на боевые задания. В общей сумме, «полуслепой» Адольф Галланд одержал 104 воздушных победы. Умер 09.02.1986 г.
 
      ДЮТТМАН ПЕТЕР (Duttmann Peter) (Германия)
      Один глаз П. Дюттмана плохо видел. Чтобы пройти тест на остроту зрения, лётчик выучил наизусть тестовые таблицы и попал в авиацию, стал истребителем. 07.05.1943 г. он начал летать в 6./JG52 на Восточном фронте и вскоре стал одним самых успешных пилотов молодого поколения. Свою первую победу Петер Дюттман («Бонифаций» – так его называли близкие друзья) одержал через две недели после прибытия на фронт – 21. 05.1943 г., а к концу года на его счету было уже 25 побед! В марте 1944 г. он одержал 18 побед, в апреле – 22, в мае – 14, причём 7 мая в боях над Крымом за один день он сбил 9 самолётов (83-91 победы). 09.05.1944 г. П. Дюттман награждён Рыцарским Крестом. Но к этому времени лётчик был полностью истощён, и в конце мая его в приказном порядке направили в отпуск. В эскадрилью вернулся только в середине сентября 1944 г., и уже 24 сентября праздновал свою 100-ю победу. 13.11.1944 г. Петер Дюттман одержал две победы (номера 125-127). 23.12.1944 г. назначается командиром 5./JG52, которой командовал до конца войны. 150-й самолёт пал жертвой его оружия 13.04.1945 г. Но не следует думать, что победы П. Дюттману давались легко! О трудностях говорит хотя бы то, что он был вынужден делать перерыв в мае-сентябре 1944 г. Его успехам также противостоят: 11.07.1943 г. – вынужденная посадка на воду после воздушного боя с «Бостоном»; 09.08.1943 г. – вынужденная посадка в нейтральной полосе, при этом П. Дюттман считался пропавшим без вести в течение 17 часов; 23.08.1943 г. – после попадания зенитного снаряда, пилот приземляет свой самолёт на брюхо с убранными шасси, едва успевает его покинуть, как истребитель взрывается; 13.11.1944 г. – сбит хвостовым стрелком Ил-2 и П. Дюттману пришлось прыгать с парашютом с высоты всего 300 м по ту сторону фронта и пробираться к немецким позициям; 03.03.1945 г. – после попадания зенитного снаряда совершает вынужденную посадку в очередной раз по ту сторону фронта и возвращается только через 23 часа. Всего же П. Дюттману довелось быть сбитым 17 раз (по данным М. Зефирова – 19 раз). Общий результат истребительной карьеры Петера Дюттмата таков: В 398-ми боевых вылетах он одержал 152 победы, в том числе сбиты 38 Ил-2, 98 советских истребителей разных конструкций, 8 «Бостонов», 5 румынских самолётов и... 2 танка «Шерман», которые в 1945 году засчитывались немецким истребителям как воздушные победы. Следует отметить, что в некоторых источниках сообщается о 150-ти победах Дюттмана. Очевидно, не всем историкам авиации нравятся «подбитые» «Шерманы». Умер Петер Дюттман в почёте и уважении 09.01.2001 г.
 
      ОБЕР-ФЕЛЬДФЕБЕЛЬ ЛИТЬЕНС ШТЕФАН (Litjens Stefan) (Германия)
      Служил в составе 4./JG53. В боях на Восточном фронте одержал 16 побед, из них пять в течение 25.08.1941 г. 11.09.1941 г. его Bf-109F в бою с И-16 был сбит в районе Ленинграда. Получив тяжёлое ранение в голову, Литьенс выпрыгнул на парашюте. В результате ранения он потерял правый глаз, но уже в октябре 1942 г. продолжил боевые вылеты. 21.06.1943 г. за 32 победы Литьенс награждён Рыцарским Крестом. 23.03.1944 г. обер-фельдфебель Штефан Литьенс сбил сразу два B-17, но и его Bf-109G-6 был подбит. Литьенс получил ранение в голову, и у него был повреждён оставшийся левый глаз, но тем не менее ему удалось совершить вынужденную посадку. После излечения участия в боевых действиях уже не принимал. Всего на счету Ш. Литьенса было 38 побед за 444 боевых вылетах. 16 из них были одержаны на Восточном фронте. Из 22-х его побед на Западном фронте, пять были четырехмоторными бомбардировщиками. 14 побед Литьенс одержал, летая без правого глаза. Умер Штефан Литьенс 25.02.2002 г.
 
      ОБЕР-ЛЕЙТЕНАНТ ХОФМАН ВИЛЬХЕЛЬМ (Hofmann Wilhelm) (Германия)
      Совершил 260 боевых вылетов. Одержал 44 воздушных победы, в том числе 43 в боях на Западном фронте. Один из самых результативных  ликвидаторов английских P-47 «Тандерболтов», он их сбил аж 13 штук. 22.10.1944 г. в результате несчастного случая Хофман повредил левый глаз (поэтому на двух известных мне фотографиях Хофман позирует довольно странно – с сильно повёрнутой головой влево). Несмотря на то, что глаз практически перестал видеть, Вильхельм Хофман продолжал боевые вылеты, возглавлял эскадрилью (и даже некоторое время две сразу) и добавил к списку своих побед 4 сбитых самолёта. 24.10.1944 г. лейтенант Хофман награждён Рыцарским Крестом. 26.03.1945 г. обер-лейтенант Хофман был сбит по ошибке своим ведомым Эрихом Шнайдером. Он сумел выпрыгнуть на парашюте, но из-за малой высоты его купол не успел раскрыться...
 
      МЛАДШИЙ ЛЕЙТЕНАНТ ФЛОТА САБУРО САКАИ (Япония)
      Японский лётчик-истребитель, ас (гекицу-о), лётчик-испытатель, лётчик-инструктор. Четвёртый по числу побед японский ас (в Японии не велись личные списки воздушных побед, поэтому принято использование американских подсчётов его побед – 64 сбитых). В ходе войны на Тихом океане с самого начала добился больших успехов, сбив в первый день «Томохок» и на третий день B-17 (первым в ходе войны). Затем был переброшен на Борнео, где за короткое время добился 13 воздушных побед. После болезни переброшен в Лаэ, где добился большей части своих побед. Основными жертвами его здесь были американские истребители, в том числе «Аэрокобры». По его воспоминаниям они несколько уступали «Зеро» по скорости. Хотя это и противоречит табличным ЛТХ «Зеро» и американских истребителей, однако достоверность его побед подтверждена американской стороной, а используемая им в тактика в боях с «Аэрокобрами» базировалась на более высокой скорости. Следующим местом его базирования был Рабаул. В одном из воздушных боев он перепутал четыре торпедоносца «Эвенджер» с четырьмя истребителями F-4F и подошёл к ним близко, как для атаки истребителей. Слишком поздно поняв свою ошибку, он всё же сумел выпустить по противнику 232 снаряда и патрона. Хвостовые стрелки американцев имели перед собой отличную мишень – их сосредоточенный огонь сорвал фонарь с «Зеро» Сабуро, выбил ему правый глаз; та же пуля задела его мозг, оставив левую половину тела парализованной. Кровь из раны заливала лицо, однако через некоторое время слезы из оставшегося глаза (который тоже был повреждён) смыли ее до такой степени, что он смог что-то видеть. Приняв решение умереть как воин, Сакаи хотел врезаться в американский корабль, однако такового не нашёл. В результате он совершил полёт длительностью 4 часа 47 минут и длиной в 1040 км. После посадки он настаивал на докладе вышестоящему командиру. Его товарищ насильственным путём доставил Сакаи в госпиталь. После пятимесячного лечения контроль над левой частью тела был восстановлен; благодаря сложнейшей операции у лучшего японского офтальмолога удалось восстановить левый глаз, однако правый глаз, разумеется, был потерян безвозвратно. Длительное время Сакаи принимал участие в испытаниях самолётов и тренировал молодых пилотов, однако в апреле 1944 г. добился разрешения участвовать в боях. 24.06.1944 г. он был атакован 15-ю «Хеллкэтами», значительно превосходящими по ЛТХ его самолёт. После 20 минут непрерывных атак он без единой пробоины вернулся на аэродром – у американских истребителей кончались боезапас и горючее. 05.07.1944 г. ему удалось впервые после потери ведущего глаза сбить американский истребитель. До конца войны он добился ряда воздушных побед, в том числе сбил (совместно с другим пилотом) B-29. 11.02.1945 г. С. Сакаи женился на своей двоюродной сестре Хацуо Хирокава, которая позже умерла от лучевой болезни. После войны японский ас обратился к буддизму и дал клятву не брать жизнь ни одного живого существа. Сабуро Сакаи скончался 22.09.2000 г. в Токио от сердечного приступа.
 
      МАСТЕР-СЕРЖАНТ МИМОКАВА ЮКИО (Yukio Shimokawa) (Япония)
      Ю. Симокава участвовал в боях с самолётами английских ВВС (RAF) над бирманскими джунглями. Его репутация как смелого пилота неуклонно росла. 24 декабря 1942 года, преследуя английский «Бленхейм», Симокава получил ранение в бедро. Самолёт Симокавы получил серьёзные повреждения и загорелся. Пилоту не оставалось выбора, как прыгать с парашютом. Несмотря на ранение, Симокава сумел в течение недели выйти в расположение своей части. Симокава возобновил полёты в 1943 г. 26.04.1943 г. он записал на свой боевой счёт два самолёта противника, сбитых им над Лашио. Однако Симокаве пришлось снова надолго распрощаться со штурвалом боевого самолёта, когда однажды ответной очередью с В24 он был ранен и потерял правый глаз. Истекая кровью, пилот дотянул до базы и был немедленно переправлен в Японию. Острая нехватка опытных пилотов привела к тому, что в конце 1944 г. Юкио Симокава снова приступил к полётам. Правда, к боевым вылетам его не допустили, а поручили перегонять новые «Оскары» на Тайвань и Филиппины. Для Симокавы война закончилась 19.03.1945 г., когда американский авианосец совершил рейд на японскую военноморскую базу в Куре (южная часть Хонсю). Симокава вместе с девятью другими пилотами стартовал на своем Ки84 «Фрэнк» с аэродрома Одзуки и отправился на перехват американских самолётов. Сбив два «Хеллкета», Ю. Симокава врезался в строй эскадрильи VF17, F6F5 которой стартовали с американского авианосца «Хорнет». Отчаянный пилот попытался оторваться от американцев, залетев в горное ущелье. Однако по ту сторону горного хребта его настиг будущий американский ас, младший лейтенант Тилман Э. Пул, который со временем запишет на свой счёт шесть воздушных побед. Американец поймал японца в перекрестье прицела и всадил длинную очередь. Симокава едва успел покинуть самолёт, как тот взорвался в воздухе. «Мой парашют только-только расправился, как зацепился за крону дерева. Я был обожжен, но жив», — вспоминает пилот. Симокава стал третьей по счету жертвой американского лётчика. Этот бой получил большую известность, поэтому генерал-майор Акира Хоруичи, начальник Военно-воздушного транспортного управления, отметил пилота в особом приказе от 28.07.1945 г: «Участвуя в боях на Южном фронте, Вы проявили мужество, несмотря на то, что лишились левого глаза. Вы никогда не пренебрегали своим долгом военного лётчика и считали своё умение хорошо летать даром свыше. Затем Вас направили в Транспортное управление. В марте 1945 г., когда вы перегоняли самолёты на Тайвань, был получен приказ вылететь на перехват американских палубных истребителей в небе Кюсю. В бою Вам удалось сбить несколько истребителей, остальные повернули назад. Затем Вас прикомандировали к 9му лётному отряду, где в ваши обязанности входила подготовка молодых лётчиков. Вы были строгим и серьёзным наставником. Вы смогли преодолеть свой недуг. Вы обучали курсантов и днём и ночью. Вы выполнили свой долг. Я бы мог сказать, что успехами Вы обязаны своему дару военного лётчика, однако скажу, что достигли успеха благодаря своему боевому духу и непреклонности. Вы  лётчик от рождения. Я выражаю Вам благодарность». Мастер-сержант Юкио Симокава обучал пилотов-камикадзе до самого конца войны. На его боевом счету значится 16 сбитых самолётов противника.
 
2. ЛЁТЧИКИ, ЛЕТАВШИЕ ПОСЛЕ РАНЕНИЯ И АМПУТАЦИИ ЛЕВОЙ РУКИ
 

      СТАРШИЙ ЛЕЙТЕНАНТ (ныне полковник) ЛЕОНОВ ИВАН АНТОНОВИЧ (СССР)
      15.07.1943 г. лётчик 56-го иап И. Леонов совершил пять боевых вылетов для прикрытия бомбардировщиков и штурмовиков, из них три сопровождались боями. А вечером – шестой вылет на разведку. В ходе неравного боя был тяжело ранен. В полевом санбате ему ампутировали руку вместе с лопаткой, а затем вывезли в тыловой госпиталь. В марте 1944 г., находясь в авиационном госпитале, И.А. Леонов добился разрешения использовать его на штабной работе. После выписки из госпиталя служил начальником станции наведения, но уже тогда готовился к полётам с одной рукой. Командующий 1-й ВА Громов М.М. поддержал напористого лётчика и направил в эскадрилью связи. Леонов соорудил устройство, заменяющего левую руку, которое позволяло управлять сектором газа на самолёте. Для этого он изготовил на левое плечо облегченный протез из дюраля. Достаточно было небольшого движения плеча, и протез легко перемещал сектор газа на необходимую величину. Первое время ему разрешали перевозить только почту без людей, потом стали давать задания наравне со всем лётным составом. Не один раз он подвергался атакам истребителей противника, но, искусно маневрируя, выходил из-под атак невредимым. Лишь один раз его легко ранили в голень. Воевал И.А. Леонов до конца войны. Закончил войну в должности адъютанта эскадрильи. В 1995 г. ему присвоено звание Героя России (Золотая Звезда № 117). Его имя занесено в Книгу рекордов Гиннесса. А ещё ветеран Великой Отечественной чемпион по мотокроссу, играет на аккордеоне и пишет книги.

      ЛЕЙТЕНАНТ ПЕТЕРМАН ВИКТОР (Petermann Viktor) (Германия)
      В боях на Восточном фронте одержал 60 воздушных побед, а также выполнил множество вылетов на штурмовку наземных целей, в ходе которых уничтожил около ста автомобилей, 30 самолётов на земле, около пятидесяти небольших десантных лодок и судов и одну канонерскую лодку. 25.02.1944 г. лейтенант В. Петерман награждён Рыцарским Крестом. Потеряв в ноябре 1943 г. в результате тяжелого ранения левую руку, он, тем не менее, осенью 1944 г. добился разрешения продолжать боевые вылеты и одержал до конца войны ещё четыре победы, в том числе над двумя B-17, летая на реактивном Me-262. В истории военной авиации нет второго подобного случая, когда человек без одной руки не только стал пилотом реактивного истребителя, но и участвовал на нем в боях и сбивал вражеские самолёты. Всего в ходе Второй мировой войны Петерман выполнил 550 боевых вылетов и одержал 64 победы. В конце войны попал в плен в СССР, но спустя три месяца он, как инвалид, был освобожден и вернулся в ГДР. Умер Виктор Петерманн 19.05.2001 г.

3. ЛЁТЧИКИ, ЛЕТАВШИЕ ПОСЛЕ РАНЕНИЙ (ПЕРЕЛОМОВ)
И АМПУТАЦИЙ (ЗАГИПСОВАННЫХ) НИЖНИХ КОНЕЧНОСТЕЙ
 
      ГВАРДИИ МАЙОР БЕЛОУСОВ ЛЕОНИД ГЕОРГИЕВИЧ (СССР)
      В декабре 1941 г. в воздушном бою был тяжело ранен и сбит. В результате началась газовая гангрена сначала одной, а затем и другой ноги. Их пришлось ампутировать, причём одну ногу выше колена. 426 дней провел Белоусов в госпиталях, а в 1944 г. вернулся в строй. Больше года он участвовал в самых ожесточенных воздушных сражениях, лично сбил ещё один вражеский самолёт. Герой Советского Союза (10.04.1957, Золотая Звезда № 10837). Умер 07.05.1998 г.

      ПОЛКОВНИК БЕЛЕЦКИЙ А.Ф. (СССР)
      В годы войны в воздушном бою получил тяжёлое ранение. Раненным, истекая кровью, вернулся на аэродром, посадил самолёт. Пережил ампутацию ступни, тоже добился права летать. И после возвращения в боевой строй без ступни в годы войны и после её окончания смог налетать 900 часов!.. В 1946-1950 гг. служил в должности заместителя начальника Чугуевского авиаучилища лётчиков им. С.И. Грицевца, продолжая лётную работу, обучая курсантов науке побеждать.

      ГВАРДИИ ПОЛКОВНИК ГРИСЕНКО АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ (СССР)
      Летом 1942 года развернулись тяжёлые кровопролитные бои на подступах к Сталинграду. Противник бросил в бой свои лучшие силы. Под Сталинград были направлены новейшие образцы немецких самолётов под управлением лучших асов авиаполка «Рихтгофен». 8 августа 1942 года в бою с несколькими немецкими асами самолёт Грисенко был сбит, а сам он получил тяжёлые ранения и потерял левую ногу.
      Более полугода Грисенко провёл в свердловском госпитале, где перенёс несколько сложных операций. Он научился ходить на протезе и, несмотря на инвалидность, добился в виде исключения возвращения в действующую армию. После войны в 1946-1947 гг. гв. полковник А.И. Грисенко возглавил Чугуевское военное авиаучилище лётчиков, продолжал летать на боевых истребителях Ла-9, обучая курсантов, проверяя технику пилотирования лётчиков, передавая свой фронтовой опыт. Однако из-за травм, полученных во время землетрясения в Средней Азии, вынужден был оставить службу. Скончался в 1969 г.

      ГВАРДИИ КАПИТАН КУЗЬМИН ГЕОРГИЙ ПАВЛОВИЧ (СССР)
      Летал и воевал без левой ступни и частично ампутированной правой. 161-й авиаполк перебросили в Брянскую область. 19.09.1941 г. лётчики взлетели на перехват девяти Ju-88. Два немецких самолёта были сбиты Кузьминым, прежде чем в его машину попал зенитный снаряд. Истребитель охватило пламя. На мгновение он потерял сознание, но быстро очнулся и сумел посадить самолёт на заснеженное поле. Едва успел отползти подальше к лесу, как самолёт взорвался. Его постигла участь многих маресьевцев. Встать и идти он не мог, как ни пытался. Тогда, собрав последние силы, он стал ползти. Полз долго, увязая в глубоком снегу, до тех пор, пока его не подобрали местные жители. Они спрятали его в одном из домов деревушки, выходили. Григорий решил пробираться к своим. Но обессиленный, был пойман немецкими солдатами и помещён в лагерь для военнопленных. Но и там Кузьмин не смирился со своим положением. Через некоторое время, убив часового, он бежал. Около месяца партизанил. Когда же попал в одну из наших строевых частей, его сразу направили в госпиталь залечивать гноящиеся на ногах раны. Там он пробыл почти три месяца. Врачи вынуждены были ампутировать ему ступню левой ноги и часть ступни правой, и вынесли заключение о невозможности возвращения лётчика в боевой строй. Однако Георгий не согласился с этим заключением. Начались долгие тренировки и борьба за право вернуться в авиацию... И он добился своего: в конце концов, ему разрешили, правда, со всевозможными оговорками, вернуться в истребительную авиацию. Каких усилий это ему стоило, можно только гадать... Герой Советского Союза (28.04.1943 г., Золотая Звезда № 931). 18.08.1943 г. гв. майор Кузьмин вступил в неравный воздушный бой в районе г. Снежное Донецкой обл. В ходе боя его «Аэрокобра» была подбита. Выбросился с парашютом, но купол загорелся. Лётчик погиб. Похоронен пехотинцами.
 
      ГЕНЕРАЛ-МАЙОР АВИАЦИИ ЛЮБИМОВ ИВАН СТЕПАНОВИЧ (СССР)
      09.10.1941 г. в воздушном бою лётчик 32-го иап ЧФ И. Любимов был тяжело ранен, в результате чего лишился ступни левой ноги. После лечения добился разрешения летать с протезом. К сентябрю 1943 г. совершил 109 боевых вылетов, провел 21 воздушный бой, лично сбил восемь самолётов противника. 22.01.1944 г. ему присвоено звание Героя Советского Союза (Золотая Звезда № 2893). После войны продолжал службу, окончил авадемию Генштаба им. Ворошилова. С февраля 1973 г. Любимов И.С. в отставке. Умер 26.12.2000 г.
 
      СТАРШИЙ ЛЕЙТЕНАНТ МАЛИКОВ ИЛЬЯ АНТОНОВИЧ (СССР)
      Лётчик 128-го бомбардировочного авиаполка лейтенант И. Маликов был тяжело ранен в бою, но сумел дотянуть до аэродрома и посадить машину. Ему ампутировали ногу до колена. После излечения в госпитале через командующего ВВС добился возвращения в свой полк. С протезом он сперва летал на По-2, а затем снова освоил бомбардировщик Пе-2 и закончил войну под Берлином. Выполнил 86 боевых вылетов и 15.05.1946 г. стал Героем Советского Союза (Золотая Звезда № 7035). Умер 18.05.1990 г.
 
      ПОЛКОВНИК МАРЕСЬЕВ АЛЕКСЕЙ ПЕТРОВИЧ (СССР)
      Самый известный, а точнее единственный известный широкой публике пилот советских ВВС, летавший после ампутации ног. Имея на своем счету четыре победы, Маресьев А.П. был сбит, 18 суток раненный пробирался через линию фронта. Затем – ампутация голеней обеих ног. Но Алексей Маресьев вновь поднялся в воздух на протезах и пополнил свой счет еще на 7 сбитых самолётов. 24.08.43 г. ему присвоено звание Героя Советского Союза (Золотая Звезда № 1102). Умер 18.05.2001 г.
 
      МЛАДШИЙ ЛЕЙТЕНАНТ СМИРНОВ В.Г. (СССР)
      В.Г. Смирнов, воевавший на истребителе Ла-5, был сбит в воздушном бою. Ему ампутировали ногу. Добился возвращения в строй и с протезом продолжал летать, мастерски вести воздушные бои. Позже он переучился на более скоростной и маневренный истребитель Ла-7, на котором дошёл до Берлина.
 
      КАПИТАН СОРОКИН ЗАХАР АРТЁМОВИЧ (СССР)
      25.10.1941 г. при патрулировании у лётчика 72-го смешанного авиаполка Северного фронта лейтенанта З.А. Сорокина на МиГ-3 отказал мотор, пришлось совершить вынужденную посадку в тундре. Ситуацию усугубили отказ радиостанции, отсутствие лыж и бортпайка. Лётчику пришлось шесть суток добираться к своим, при этом он отморозил ноги. Лишившись обеих ступней, лётчик 14 месяцев провёл в госпитале. Проявив волю, мужество и самообладание, он вернулся в строй, и после 11 побед 19.08.44 г. ему было присвоено звание Героя Советского Союза (Золотая Звезда № 4038). Умер 19.03.1978 г.

      ПРОКОФЬЕВ-СЕВЕРСКИЙ АЛЕКСАНДР НИКОЛАЕВИЧ (Россия, США)
      А. Прокофьев-Северский был выдающимся асом 1й Мировой войны. Летом 1915 г. во время боевого вылета подорвался на собственной бомбе и был тяжело ранен. Ему ампутировали правую ногу. Тем не менее, он решил вернуться в строй и упорно учился ходить сначала на костылях, а затем с протезом. В начале 1916 г. приступил к службе на петербургском заводе 1-го Российского товарищества воздухоплавания в качестве наблюдателя за постройкой и испытанием гидросамолётов, предназначенных для авиации Балтийского флота. В это же время начал работать в качестве конструктора. Предложил схему, чертежи конструкции и технологию перехода летающих лодок с поплавков на лыжи, что позволило авиации флота действовать зимой. Чтобы доказать, что может летать, однажды во время показательных полётов без разрешения командования заменил недостающего лётчика. Узнав об этом случае, Николай II захотел лично увидеть прославившегося пилота. И вот высокий стройный морской офицер, показав прекрасную строевую выправку, предстает перед Императором. Тот осторожно спрашивает о протезе. Получив утвердительный ответ, царь без колебаний разрешает Александру летать. Вскоре молодой авиатор показал себя как выдающийся боевой лётчик, и 3 февраля 1917 г. ему «за отличие» был присвоен чин лейтенанта. К моменту Октябрьской революции 1917 г. лейтенант Прокофьев-Северский был одним из самых известных лётчиков-асов в России. Он налетал 1600 часов (!), участвовал в 57 воздушных боях, одержал 13 побед, имел множество боевых наград, в том числе почётное Золотое оружие и орден Св. Георгия 4-й степени, вручённый лично главой Временного правительства А.Ф. Керенским. 12 октября 1917 г. «за отличие в делах против неприятеля» произведён в чин старшего лейтенанта. Был награждён специальной наградой за ценные изобретения в области морской авиации. Занимал должность командующего истребительной авиацией Балтийского флота и технического консультанта при Адмиралтействе. Имя этого лётчика в Советской России было под запретом. В начале 1918 г. эмигрировал в США, где продолжал летать, стал авиаконструктором. Заводы Северского создавали его истребители, стоявшие на вооружении армии США. Во время войны Северский консультировал Белый дом по вопросам авиационной стратегии, за что получил престижную награду из рук президента США Г. Трумэна.
 
      МАЙОР БЭЙДЕР ДУГЛАС РОБЕРТ СТЮАРТ (Bader Douglas Robert Stewart) (Англия)
      Из-за ошибки в технике пилотирования на предельно-малых высотах попал в аварию (1931 г.), потерял обе ноги. После начала 2й Мировой войны добился того, чтобы его допустили к полётам. Вернулся в строй.  Командовал эскадрильями, и даже «большим авиакрылом» из трёх, а затем из пяти эскадрилий. Сбил 20 самолётов лично и 4 в группе, а ещё 18 повредил. (Всё это без ног!) Это 11й результат среди пилотов английских ВВС во 2й Мировой войне. Сам был сбит, попал в плен, содержался в лагере. Дважды пытался бежать – оба раза неудачно. Однако выжил. После войны англичане сняли о нём художественный фильм «Дотянуться до неба» (1950е гг.). Дуглас Бэйдер вышел в отставку в 1946 г. Умер в 1982 г. от сердечного приступа.
 
      МАЙОР РУДЕЛЬ ГАНС-УЛЬРИХ (Rudel Hans-Ulrich) (Германия)
      Самый результативный пилот пикирующего бомбардировщика Ю-87 «Штука» в годы Второй мировой войны. Единственный кавалер полного банта Рыцарского креста: с Золотыми Дубовыми листьями, Мечами и Бриллиантами (с 29 декабря 1944). Единственный иностранец, награжденный высшей наградой Венгрии – Золотой медалью за доблесть. Майор Ганс-Ульрих Рудель был единственным из офицеров Вермахта, получившим высшую, специально учреждённую награду – Золотые Дубовые Листья с Мечами и Бриллианты к Рыцарскому Кресту. По количеству наград Руделя превзошел только Герман Геринг! Активный нацист, никогда не критиковал Адольфа Гитлера. По официальным данным Люфтваффе, Г. Рудель совершил 2530 боевых вылетов, во время которых уничтожил около 2000 единиц боевой техники, в том числе 519 танков (по другим данным 532 танка. Скорее всего, цифра завышена, но всё равно впечатляет), 150 самоходных орудий, 4 бронепоезда, 800 автомашин, многочисленные, но не поддающиеся точному подсчёту мелкие плавательные средства типа плотов, моторных лодок и т.п., которые использовало командование РККА для переброски войск по воде, два крейсера, эсминец и линкор «Марат»!  Ганс Рудель атаковал этот линкор, участвовавший в обороне Ленинграда, дважды.  И оба раза успешно. Первый раз 16.09.1941 г.  он сбросил на палубу две 500-кг бомбы, а 22 сентября именно он сбросил ту 1000-кг бомбу, которая привела к затоплению корабля. В результате взрыва боезапаса носовой башни корабль разломился на две части. Последнее утверждение подтверждается фотографией, сделанной хвостовым стрелком К. Байером в момент выхода из пикирования, на которой запечатлен взрыв линкора. Интересно, что сослуживцы Г. Руделя и командование Люфтваффе также полагали, что именно Рудель потопил «Марат». Большую часть вылетов совершил на различных модификациях пикирующего бомбардировщика Ю-87 «Штука», ставшего в высшей степени эффективным для уничтожения танков после установки по настоянию Г. Руделя в подкрыльевых гондолах двух пушек. В конце войны также летал на истребителе Fw 190. Сбил 9 самолётов противника (2 штурмовика Ил-2 и 7 истребителей. Возможно, одним из погибших от его действий в бою лётчиков был известный советский ас Лев Шестаков). Сам Г. Рудель за время 2й Мировой войны был сбит 32 раза (всегда только зенитной артиллерией), несколько раз был тяжело ранен. Последний раз попаданием 40-мм зенитного снаряда ему повредило ногу, однако он продолжал летать даже после ампутации ноги ниже колена.
      В пропагандистском геббельсовском документальном фильме, вышедшим на экраны Рейха, ему задают вопрос:
      — Господин майор, как вам удалось так быстро восстановиться и вновь приступить к полётам?
      — Пока я удирал от русских, получил такой заряд бодрости, что его надолго хватит! <Смех окружающих лётчиков> Где может находиться офицер во время войны? В своей части или в отпуске. В части меня не было, значит, я был в отпуске. Как только я сел в кабину самолёта, сразу всё стало на свои места.
      Наши пропагандистские документальные ленты подобного юмора не допускали!..
      После завершения войны майор Ганс Рудель арестовывался американцами. С 1948 года жил в Аргентине. Затем перебрался в Швейцарию. Умер в гор. Розенхайм 18.12.1982 г.

      МАЙОР ХИНОКИ ЙОХЕИ (Yohei Hinoki) (Япония)
      26.11.1943 г. во время завязавшегося боя 12.7-мм пуля, пущенная американским пилотом, буквально разворотила правую ногу японского пилота. Однако Хиноки сумел выйти из боя, добраться до базы и благополучно приземлиться. Малхоллем, засчитав «Оскар» Хиноки как вероятную победу, сбил еще два японских истребителя, прежде чем вернулся на свой аэродром. В полевом госпитале у Хиноки ампутировали ногу, и пилот долго лежал в лазарете, прежде чем посчитали, что он сможет перенести транспортировку и отправили в Японию. После излечения, как опытного лётчика, Хиноки назначили на должность инструктора в Истребительную авиашколу в Акено (Akeno). Однако нехватка пилотов была столь остра, что Хиноки снова приступил к боевым вылетам, отражая налёты B-29 на Японские острова. В последнем большом бою в своей карьере, Хиноки расквитался с «Мустангом». 16.07.45 г. Пилотируя Ки-100 «Госикисен», японский ас оказался вовлеченным в бой с P-51 из 506-й истребительной авиагруппы над акваторией бухты Исе (Нагоя). Сильная вибрация пропеллера мешала сделать точный выстрел, тогда Хиноки приблизился к самолёту противника на дистанцию всего 20 метров, чтобы стрелять наверняка. Капитан Джон У. Бенбоу из 457-й истребительной эскадрильи почувствовал мощь одновременного залпа всего бортового вооружения японского самолёта и «Мустанг» пошел вниз, таща за собой шлейф чёрного дыма и унося с собой в море тело капитана. После боя 16.07.45 г. был сформирован 111-й сентай, оснащенный Ки-84 и Ки-100. Хиноки назначили командиром 2-го дайтая. Однако конец войны прошёл для лётчика относительно спокойно. По оценкам на счету майора Йохеи Хиноки значатся 12 сбитых самолётов, большинство из которых он сбил, летая на легковооруженном Ки-43 «Хаябуса». Йохеи Хиноки умер в январе 1991 г.

      ГЕНЕРАЛ-ПОЛКОВНИК АВИАЦИИ БАБАЕВ АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ (СССР)

      В конце 1970х гг. командующий ВВС Ленинградского ВО лётчик-истребитель, защищавший в годы войны Ленинградское небо, Герой Советского Союза (21.02.1978, Золотая Звезда № 11288) генерал-полковник авиации Бабаев А.И. поломал ногу. Бытовая травма. Врачи уложили его в гипс по колено. Но ни в госпитале, ни дома кость не срасталась. Вот не срастается и всё тут! И тогда командующий снимает трубку телефона звонит своему заместителю по Инженерно-авиационной службе ВВС округа и приказывает подготовить с утречка к полёту истребитель МиГ-21, на котором он собирается лететь!
      — Товарищ командующий! Ведь у вас перелом ноги!..
      — Вот поэтому я тебе и звоню! Если хоть одна живая душа узнает, что готовишь самолёт для меня!.. Смотри! И подготовь там всё, чтобы я смог залезть в кабину!
      Утром генерал подъехал на служебной «Волге» на аэродром. Его на тросах с помощью «гуся», которым ставят в самолёт (извлекают из самолёта) катапультные кресла, посадили в кабину. Лётчик запустил и опробовал двигатель, вырулил, взлетел... Ювелирно отпилотировал над точкой. Прекрасно посадил МиГ-21. Зарулил. Его таким же образом на тросах извлекли из кабины. Он уехал домой...
      И кость стала сростаться!..
      Вот, что такое полёт для жизни и здоровья военного лётчика!
      Умер генерал-полковник авиации А.И. Бабаев в Ленинграде в 1985 г.


4. ЛЁТЧИКИ, ЛЕТАВШИЕ ВТАЙНЕ ОТ ВРАЧЕЙ ПОСЛЕ КОМИССОВАНИЯ С ЛЁТНОЙ РАБОТЫ
 
      БЕЛЯКОВ АНАТОЛИЙ НИКИТОВИЧ (СССР)
      В июле 1943 г. от разрыва зенитного снаряда был поврежден самолёт лётчика 5-го гв. иап Белякова а сам он был ранен в ногу. Врачи отстранили Белякова от полётов т.к. из-за повреждения нерва ступня ноги при упоре произвольно искривлялась. Но лётчик смастерил протез, привязывал его и нога повиновалась. Под воздействием постоянных и настойчивых просьб командование полка разрешило А. Белякову летать на самолёте Ла-5. В воздушном бою над левобережьем Днепра самолёт Белякова был подожжен огнем Bf-109. Приземляясь на парашюте, он повредил больную ногу и снова попал в госпиталь. Зимой 1944 г. самолёт УТ-2 с лётчиком Беляковым упал с небольшой высоты на землю и разбился. Физические повреждения и ушибы у него при этой аварии были весьма значительными, и ему снова долгое время пришлось лечиться. Упорство и настойчивость Белякова не пропали даром, он умудрился «потерять» старые заключения и получил разрешение летать на УТ-2, а позже и на Ла-5, на котором дошёл до Берлина.
 
      ПОЛКОВНИК ПРОКОПЕНКО ФЁДОР ФЁДОРОВИЧ (СССР)
      В 1943 г., сажая поврежденный самолёт, Ф. Прокопенко получил компрессионный перелом трёх позвонков, растяжение позвонков шейного отдела, сломал грудную клетку, разбил голову. Из полевого госпиталя лётчика отвезли в Москву, в Центральный научно-исследовательский авиационный госпиталь в Сокольниках. 52 дня пролежал он на «вытяжке», заново учился ходить, сначала на костылях, потом – с палочкой. Заключение врачей гласило: «К лётной службе негоден». Заключение это Ф. Прокопенко  благополучно «потерял» и догнал свой 32-й гвардейский истребительный авиаполк. Постепенно он освоил По-2, а затем и Ла-5ФН, на котором дошёл до Берлина. После войны налетал 5.000 часов на вертолётах. 27.03.1996 г. был удостоен звания Героя Российской Федерации. Умер 03.06.2007 г.
 
      ШЕВЧУК ВАСИЛИЙ МИХАЙЛОВИЧ (СССР)
      01.05.1942 г. в неравном воздушном бою самолёт комиссара эскадрильи 247-го иап В.М. Шевчука был сбит, лётчик на малой высоте покинул его с парашютом. При ударе о землю получил тяжёлую травму позвоночника. Приговор медиков был непреклонным: ни о каких полётах не может быть и речи! Он даже ходил с большим трудом. Только с помощью кожаного корсета В. Шевчук мог переносить боль. С негласного разрешения командира 203-й иад К.Г. Баранчука Шевчук В.М. начал летать. (Интересно, куда смотрел врач полка?) И к четырём победам до ранения добавил ещё с десяток. Закончил войну в небе Берлина командиром 152-го гв. иап. Летом 1945 г. врач, обследовавший В. Шевчука на очередном ВЛК, был поражён: он три года летал со сломанными позвонками.
      Лётчики! ВЫ МОЖЕТЕ СЕБЕ ПРЕДСТАВИТЬ – ТРИ ГОДА ЛЕТАТЬ СО СЛОМАННЫМИ ПОЗВОНКАМИ!!?
 
        Просим оценить изложенный материал не только в комментариях, но и в верху, выбрав соответствующую оценку ЛУЧШИЙ - ХУДШИЙ и нажатием клавиши РЕЙТИНГ.

 

Комментарии  

 
+3 #1 Андрей 02.04.2014 14:44
Низко склоняю голову перед такими людьми, сумевшими переломить обстоятельства.
Цитировать
 

Добавить комментарий

Комментарий публикуется после одобрения его модераторами. Это необходимо для исключения оскорбительных для авторов комментариев.


Защитный код
Обновить


test
    © 2009-2017 гг.   Все права защищены.
Полное или частичное копирование материалов без согласия авторов и без ссылок на данный сайт ЗАПРЕЩАЕТСЯ и будет преследоваться по закону!

Создание сайта студия "Singular"

каркас для гамакагидролок