3ve3da.jpg  [ХВВАУЛ-74] Харьковское Высшее Военное Авиационное ордена Красной Звезды Училище Лётчиков ВВС
им. дважды Героя Советского Союз
а С.И. Грицевца
homemail
< Июнь 2010 >
П В С Ч П С В
  1 2 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30        
Сообщения чата
Сейчас 348 гостей и 12 пользователей онлайн
  • eensleydari
  • upatrumclem

ЛЮДИ-ЛЕГЕНДЫ ХАРЬКОВСКОГО ВВАУЛ PDF Печать E-mail
Рейтинг пользователей: / 2
ХудшийЛучший 
Автор: Юрий Фёдоров   
kojedb8_1.jpg
МАРШАЛ АВИАЦИИ
КОЖЕДУБ ИВАН НИКИТОВИЧ

90-летию посвящается...


      Харьковское небо вырастило немало выдающихся людей, имена которых вписаны золотыми буквами в летопись Великой Отечественной и историю Харьковского лётного училища. Зачастую оно, наше училище, сыграло огромную роль в их жизни и судьбе. Это можно с полным правом отнести к легендарнейшему советскому лётчику-истребителю, асу, мастеру воздушного боя трижды Герою Советского Союза Маршалу авиации Ивану Никитовичу Кожедубу. В этом году мы отмечаем его 94х-летие.

      Будущий ас Великой Отечественной войны родился в маленьком селе Ображиевка 8 июня 1920 года. Однако это официальная дата рождения. На самом деле мальчик был рождён 6 июня 1922 года. А себе два годика в юности приписал, чтобы не было проблем при поступлении в Чугуевскую школу военных пилотов. Таким образом, 90-летие нашего аса мы будем праздновать два года!
      В районном центре Шостка закончил химико-технологический техникум, но уже тогда, как и многие мальчишки того времени, бредил небом и занимался в местном аэроклубе. В двадцать лет он поступил в Чугуевскую 9ю авиашколу, по окончании которой Кожедуба оставляют работать инструктором. Однако недолго молодой специалист готовил курсантов – свои коррективы внесла война, школу эвакуируют в Среднюю Азию и целый год Иван Никитович пишет рапорты с просьбой отправить его в действующую армию и только в конце 1942 года сержант Кожедуб добивается своего. В составе 240-го истребительного полка он попадает на Воронежский фронт.
Kogedub.jpg
      Первый же бой для Ивана Кожедуба едва не закончился трагически. Вылетев на боевое дежурство в один из мартовских дней 1943 года, он потерял своего ведущего сразу же после взлёта, потом чуть не потерял ориентировку, а увидев группу «Мессершмиттов-110», решил самостоятельно атаковать их, но во время атаки был подстрелен немецкими истребителями. Только бронеспинка, в которую попал зажигательный снаряд, спасла жизнь необстрелянному пилоту. Да ещё и при возвращении на базу кожедубовский самолёт был ошибочно обстрелян нашими зенитками. С большим трудом он посадил свой израненный Ла-5 на родном аэродроме.
      Молодого лётчика отстранили от полётов. Целый месяц пилоту пришлось ходить по нарядам, а между службой штудировать тактику ведения воздушного боя, отрабатывая приёмы пилотажа на старых машинах. Боевой счёт младший лейтенант Кожедуб открыл в небе над Курской дугой 6 июля 1943-го, через день после начала Курской битвы. Первая победа – сбитый немецкий пикирующий бомбардировщик «Юнкерс-87», на следующий день – ещё один, а еще через день – сразу два истребителя «Me-109». В августе офицера назначают командиром эскадрильи. Свою первую наивысшую награду – звание Героя Советского Союза – старший лейтенант Кожедуб получил 4 февраля 1944 года за 20 сбитых вражеских самолетов.
  kojedb9_1.jpg
      С трогательной заботой относился Иван Никитович к своему модернизированному «Лавочкину», построенному на средства колхозника Василия Конева. (Любопытно было бы узнать, откуда у колхозника такие деньги, если нам современные историки уже все уши прожужжали о жизни колхозников впроголодь!) На этом Ла-5фн с бортовым номером «14» наш выпускник отправил догорать на земле восемь вражеских самолетов. Позже на этой машине летал другой советский сокол – Кирилл Евстигнеев. Сам же Кожедуб, уже заместитель командира гвардейского истребительного авиаполка, до конца войны летал на более современном истребителе Ла-7. Интересно, но за всю войну Иван Никитович ни разу не был сбит, что крайне редко для такого количества воздушных боев, в которых он принимал участие. К примеру, прославленный ас Люфтваффе Эрих Хартман восемь раз покидал свою пылающую машину с парашютом и шёл на вынужденную. Однако был случай, когда над вражеской территорией у прострелянного кожедубовского «Лавочкина» заглох двигатель, и самолёт начал падать. Не желая попасть в плен, лётчик выбрал на земле вражескую цель и начал пикировать. Когда до земли уже оставалось не более ста метров, двигатель вдруг заработал и лётчик, выведя свою машину из пике, вернулся домой невредимым.
      Вторая «Золотая Звезда» украсила грудь гвардии капитана Кожедуба 19 августа 1944 года. На его счету было уже сорок восемь фашистских самолетов. «Особой была пятьдесят вторая звездочка на фюзеляже его истребителя. Это был впервые в истории эры авиации сбитый реактивной самолёт «Мессершмитт-262», «секретные крылья Геринга» и надежда Третьего Рейха. Уникальный случай воздушного боя Второй мировой произошёл в самом конце войны в небе над Одером. Немецкий воздушный ас К. Лянге, на счету которого к тому времени было 180 сбитых советских и союзнических самолётов, увидев «красноносый» Ла-7, устроил за ним настоящую охоту. Но огромное преимущество в скорости и вооружении не помогло немецкому пилоту. Кожедуб переиграл реактивного «мессера». На грани максимальных возможностей, при огромнейших перегрузках, наш ас, перехитрив немца, зашёл к нему в хвост и сбил его.
      Вообще Иван Никитович был превосходным стрелком и предпочитал открывать огонь с дистанций 300 – 200 метров, редко сближаясь с противником ближе. Свой последний бой, в котором сбил два «фоккера», он провёл в небе Берлина в апреле 45-го...
n2005_04_02_WW2_06_Kozhedub.jpg
      За годы Великой Отечественной войны гвардии майор Кожедуб совершил 330 боевых вылетов и в 120 воздушных боях лично сбил 62 фашистских самолета. Были у Ивана Никитовича и неучтенные победы, которые никак не могли включить в его официальный личный счёт. Это несколько американских «Мустангов», которые частенько вели себя беспардонно в небе над Германией. Штаты уже тогда считали Европу зоной своего влияния, применяя тактику коврового бомбометания по немецким городам (в основном по тем, которые должны были войти в советскую зону оккупации), а их атаки на советские самолёты и аэродромы были отнюдь не следствием военной неразберихи. Попадал под такие нападения и Кожедуб, но сбитые нашим асом янки надолго запомнили «лавочкина» под номером 27.
ivanterrible0gn.jpg
      Впрочем, американские лётчики прочувствовали мастерство пилотов прославленной авиационной истребительной дивизии, которой командовал уже трижды Герой Советского Союза Иван Кожедуб и позже в Корее, где новейшие на то время МиГ-15 сражались с американскими «Сейбрами». Участие советских пилотов в этой войне держалось в строжайшем секрете. А самому Ивану Никитовичу участвовать в воздушных боях запретил лично Сталин. В целях маскировки наши лётчики получили китайские псевдонимы. В ту пору даже ходила песенка о китайском лётчике Ли Си Цинне. Все радиопереговоры необходимо было вести только на китайском языке. Однако это указание давало сбои, ведь пройдя только сокращенный курс китайского, пилоты толком не понимали этот сложный язык и в круговерти воздушного боя регулярно сбивались на родную речь, обильно сдабриваемую ненормативной лексикой. Сбивал ли тогда американцев Крылов (под таким именем прибыл в Корею Кожедуб, которого, кстати, рекомендовал в эту командировку сын Сталина, Василий, в то время командующий ВВС Московского ВО), достоверно неизвестно до сих пор, но, по свидетельствам сослуживцев, прославленный ас Второй мировой зачислил-таки несколько «Сейбров» к своим официальным победам. Ведь зная его лихой характер, трудно представить, что он смог удержаться от соблазна померяться силами в поединке с противником.
10.jpg
      Более двухсот самолетов сбили за неполный год боевых действий лётчики его дивизии, сами потеряли лишь 27 машин. В послевоенное время генерал-полковник, а затем Маршал авиации Кожедуб занимал высшие должности Военно-Воздушных Сил страны, проходил службу в группе генеральных инспекторов Министерства обороны. Он неоднократно избирался депутатом Верховною Совета СССР и народным депутатом Советского Союза. Иван Никитович, несмотря на свое высокое положение, всегда оставался очень добродушным и веселым человеком. Всегда готов был прийти на помощь друзьям, однополчанам и просто малознакомым людям. Так, например, встречаясь в Одессе с людьми, приметил подростка, который всё хотел что-то сказать. Поговорив, выяснил, что юноша поступал в Харьковское ВВАУЛ, но не прошёл по конкурсу.
      — Считай, что ты зачислен! — проговорил ас.
      Тут же созвонился с начальником училища генералом Басовым и попросил принять парня в училище. Юноша получил вызов в Харьков и стал курсантом.
      После окончания войны многим офицерам надо было устраивать свою личную жизнь. В ходе боёв-то – «первым делом, первым делом – самолёты»! Ну, а девушки? Кто? Девушки?.. А! Потом! Вот это «потом» после мая 45 года и наступило... Встал такой вопрос и перед трижды Героем Советского Союза полковником Кожедубом И.Н. Но Иван хотел найти себе такую девушку, чтобы вышла за него замуж такого, какой он есть, а не за его звёзды и звания. Вскоре в пригородном поезде он познакомился с симпатичной девушкой. Одетый в штатское, он представился новой знакомой простым рабочим пареньком. Начали встречаться. Всё чаще и чаще. Девушка познакомила своего парня с родителями. Те его потихоньку стали подкармливать – ведь худенький такой! Молодые люди решили пожениться. Папа с мамой невесты не возражали. И был назначен день свадьбы. Родители собрали нехитрый праздничный стол, костюмчик втихаря Ванечке пошили. Вот уже время ехать в ЗАГС подходит. А жениха всё нет и нет! Невеста
уже волноваться стала. Подружки перешёптываются. Да и родители начали приставать с вопросами: да что между вами было? ты его хорошо знаешь? где он живёт? может, проходимец какой?
      И тут подкатывает кавалькада машин! А оттуда появляются майоры, подполковники, полковники, генералы и сын Сталина Василий – командующий ВВС Московского округа. И Ванечка, этот скромный паренёк оказался известным асом прошедшей войны, трижды Героем Советского Союза, полковником, лётчиком-истребителем... Родители невесты сидят в шоке. А сама невеста уже и не знает, выходить ей замуж за такого человека или нет?..
000063.jpg
      ...Всю свою службу Иван Никитович накопленный опыт воздушных боёв передавал следующему поколению военных лётчиков. Легендарный лётчик любил приезжать в полки в качестве почётного гостя. Как-то приехал он в один полк. А в той воинской части был начальник ВОТП по фамилии Гердт и командир звена – по фамилии Миллер. Не знаю, как Герд, а последний – точно немец по национальности, из немцев Поволжья.
      (Это при Сталине действовал совершенно секретный приказ, по которому в лётные да артиллерийские училища, и в военные академии – я уж не говорю про академию Генштаба! – могли поступать только русские, украинцы, белорусы да грузины. Дружба народов – дружбой народов, а когда дело касается элитной воинской службы, военного образования и власти, то «денежки врозь»! Только при Брежневе приказ в секретном порядке был отменён...) 
      Ну и вот! Полк выстроен на ЦЗ. Кожедуб, как обычно, с комполка здоровается за руку, потом идёт вдоль первой шеренги, народ представляется. А эти двое стояли недалеко друг от друга.
      — Подполковник Гердт!
      ...И немного позже:
      — Капитан Миллер!
      Тут Кожедуб оборачивается к командиру полка:
      — Во бл*дь! А кого же мы тогда в 45м году победили?!!
      Гром смеха всего полка покрыл его слова...
      Иван Никитович был любящим отцом и преданным мужем. А ещё до конца жизни занимался спортом – ежедневно по тридцать раз жал двухпудовую гирю.
post-16-1209148582_1.jpgphoto867.jpg
      Прославленный лётчик-истребитель очень переживал развал Советского Союза и во время Всесоюзной партконференции отдал Горбачёву свою лётную книжку, где были записаны все его боевые вылеты. Отдал со словами, что ему непонятно происходящее в стране, которую он защищал...
      Потом был инфаркт, госпиталь, некоторое улучшение здоровья. И вновь инфаркт, которого сердце героя уже не вынесло. Это случилось 8 августа 1991 года. И.Н. Кожедуб умер еще в той стране, за которую не раз вступал в бой и был готов отдать самое дорогое – жизнь.
15.jpg
      В память о славном сыне советского народа на его родине в селе Ображиевка установлен бюст трижды мастеру воздушных боёв, а в Сумах, в парке, носящем его имя, возвышается памятник нашему выпускнику. В Москве одна из улиц так и называется – Маршала Кожедуба, а Харьковский университет военно-воздушных сил с гордостью носит имя трижды Героя Советского Союза Ивана Никитовича Кожедуба.
Kozhedub_mogila.jpg Koghedub_003.JPG
 

Комментарии

 
0 #2 admin 29.11.2010 02:25
Спасибо, Сергей, что вы помните об этом и пронесли свою мечту через всю лётную жизнь.
Цитировать
 
 
0 #1 Сергей ХВВАУЛ-82 28.11.2010 11:51
Пример И.Н.Кожедуба помог мне стать военным лётчиком 1-го класса и освоить 5 типов с-тов...
Цитировать
 

This content has been locked. You can no longer post any comment.


test
    © 2009-2017 гг.   Все права защищены.
Полное или частичное копирование материалов без согласия авторов и без ссылок на данный сайт ЗАПРЕЩАЕТСЯ и будет преследоваться по закону!

Создание сайта студия "Singular"

каркас для гамакагидролок