3ve3da.jpg  [ХВВАУЛ-74] Харьковское Высшее Военное Авиационное ордена Красной Звезды Училище Лётчиков ВВС
им. дважды Героя Советского Союз
а С.И. Грицевца
homemail
< Август 2016 >
П В С Ч П С В
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
30 31        
Сообщения чата
Сейчас 443 гостей и 1 пользователь онлайн
  • eensleydari

МИНУТА МОЛЧАНИЯ PDF Печать E-mail

      26 августа 2016 г. в Чикаго на 95 году жизни скончался последний Герой Советского Союза, живший в США, полковник Борозинец Степан Николаевич, лётчик-штурмовик в годы Великой Отечественной войны, ст. преподаватель кафедры Тактики ВВС Харьковского ВВАУЛ.
Boro3denez.jpg1024756w290h393auto.jpgQIP_Shot___Screen_0219.jpg
      Родился 20 августа 1922 года в с. Таврическое Уланского района (Казахстан). Русский. Окончил 7 классов и Семипалатинский аэроклуб.
      В апреле 1941 года был призван в Советскую Армию. С июня 1941 года Борозенец С.Н. – курсант Оренбургской военной авиационной школе пилотов, которую закончил в июне 1943 года в звании младшего лейтенанта.
      После завершения полного курса обучения был направлен в 34-й запасной авиационный полк, базировавшийся на аэродроме Дядьково севернее г. Дмитров Московской области. Полк занимался подготовкой экипажей штурмовиков Ил-2 к ведению боевых действий. В октябре 1943 года Борозенец С.Н. был направлен в действующую армию на 1-й Белорусский фронт (впоследствии 2-й Белорусский фронт), в 4-ю воздушную армию, 4-й штурмовой авиационный корпус (ШАК).
      Лётчик, затем командир звена 569-го штурмового авиационного Осовецкого орденов Красного Знамени и Суворова III степени полка (ШАП) [3] 199-й штурмовой Слонимской авиационной дивизии (ШАД).
      Лейтенант Борозенец С.Н. произвёл более 100 боевых вылетов на штурмовку военных объектов противника.
      Его штурмовик в боях уничтожил: танки – 3, паровозы – 6, вагоны – около 120, склады с горючим и боеприпасами – 9, батареи зенитной и полевой артиллерии – 36, автомашины – 84.
      В составе нештатной разведывательной авиационной эскадрильи 4-го ШАК Борозенец С.Н. на своём Ил-2 неоднократно выполнял полёты на воздушную разведку.
      Участвовал в операциях по прорыву укреплённой полосы и уничтожению окружённой вражеской группировки в районе г. Бобруйска, в разгроме Восточно-Прусской группировки противника, в Данцигско-Гдынской операции, в прорыве укреплённой полосы противника на западном берегу реки Одер.
      В июле 1944 года в бою в районе г. Слоним штурмовик С.Н. Борозенца был подбит. Лётчик сумел посадить горящий самолёт на железнодорожную насыпь, пересекавшую лесной массив, получив при этом серьёзные травмы лица и спины.
В феврале 1945 года при возвращении с боевого задания над территорией Польши эскадрилья штурмовиков была атакована группой из 52 истребителей противника. Самолёт С.Н. Борозенца был обстрелян, лётчик получил ранение, а его воздушный стрелок, рядовой Леонид Балашенко, погиб.
      Окончание войны Борозенец С.Н. встретил в Германии на аэродроме Рехлин к северо-востоку от г. Берлин.
      Указом Президиума Верховного Совета СССР от 18 августа 1945 года за геройский подвиг, проявленный при выполнении боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками, лейтенанту Борозенцу Степану Николаевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».
      После войны отважный лётчик-штурмовик продолжил службу в Вооружённых Силах СССР.
      В сентябре 1945 года 569-й ШАП был перебазирован из Рехлина в Польшу на аэродром Бжег (Бриг), где находился до конца 1945 года.
      Затем личный состав полка, оставив свои самолёты, был перебазирован в Закавказский военный округ на аэродром Насосная севернее г. Баку Азербайджанской ССР.
      В апреле 1946 года 199-я ШАД была расформирована. Борозенцу С.Н., к тому моменту командиру эскадрильи, был предложен перевод на должность командира звена в 166-й гвардейский ШАП 10-й гвардейской ШАД, базировавшийся на аэродроме Кутаиси Грузинской ССР и летавший на самолётах Ил-10. Лётчик согласился. Занимал должности командира звена, зам. командира эскадрильи, командира эскадрильи.
      В 1948 году Борозенец С.Н. окончил Тамбовские высшие авиационные курсы слепой и ночной подготовки лётчиков. В сентябре 1952 года поступил и в ноябре 1956 года окончил командно-штабной факультет Военно-воздушной академии (ныне – им. Ю.А. Гагарина).
      В период учёбы летал на самолёте МиГ-15.
      После окончания академии Борозенец С.Н. был направлен в 230-й бомбардировочный авиационный полк 32-й бомбардировочной авиационной дивизии Прикарпатского военного округа, базировавшийся на аэродроме Черляны юго-западнее г. Львов Украинской ССР и летавший на самолётах Ил-28, затем – Як-28. Занимал должности командира эскадрильи, зам. командира полка, командира полка. С октября 1965 года переведен на должность офицера отдела боевой подготовки штаба 14-й воздушной армии в г. Львове.
      С лета 1967 года и по декабрь 1972 года проходил службу в Южной группе Войск (ЮГВ) на территории Венгрии, в г. Будапеште в должности старшего офицера отдела боевой подготовки штаба 36-й воздушной армии.
      С 1972 года по 1990 год проживал в г. Харькове Украинской ССР.
      Работал старшим преподавателем кафедры тактики в Харьковском высшем военном авиационном училище лётчиков (ХВВАУЛ) им. С.И. Грицевца.
      С марта 1978 года полковник Борозенец С.Н. – в запасе. Работал инженером в Харьковском проектном и научно-исследовательском институте ПромСтройНИИпроект. С 1990 года по 1995 год проживал в г. Москве.
      Участник парада ветеранов в честь 50-летия Победы 9 мая 1995 года в г. Москве.
      В 1995 году по состоянию здоровья переехал к дочери в Чикаго (США), где ему была сделана сложная операция. Остался там на постоянное место жительства. Долгое время возглавлял работу Чикагской ассоциации участников второй мировой войны.
      Сохраним память о вас, уважаемый Степан Николаевич, – боевом пилоте Великой Отечественной войны, замечательном преподавателе, Настоящем человеке...

 

Добавить комментарий

Комментарий публикуется после одобрения его модераторами. Это необходимо для исключения оскорбительных для авторов комментариев.


Защитный код
Обновить


test
    © 2009-2017 гг.   Все права защищены.
Полное или частичное копирование материалов без согласия авторов и без ссылок на данный сайт ЗАПРЕЩАЕТСЯ и будет преследоваться по закону!

Создание сайта студия "Singular"

каркас для гамакагидролок